По дороге в будущее. Школьники решают взрослые задачи.

Итоги очного этапа четвертого конкурса научно-технических работ школьников “Ученые будущего”, организованного МГУ им. М.В.Ломоносова и корпорацией Intel, были подведены в рамках III Всероссийского фестиваля науки. Цель конкурса —  развитие  интереса к изу­чению точных и естественных наук среди школьников.
В этом году на конкурс поступило около 600 заявок от учеников 9-11 классов из государственных и частных образовательных учреждений стран СНГ. Из них для участия в очном этапе было отобрано более 90 работ с Украины, из Казахстана и разных регионов России. Школьники представили свои научные проекты в семи категориях: “Химия и нанотехнологии”, “Физика”, “Биология и науки о жизни”, “Техника и инженерные науки”, “Науки о Земле”, “Математика” и “Программирование”. Жюри, в состав которого вошли ведущие ученые, представители вузов стран СНГ и специалисты корпорации Intel, особо отметило высокий качественный уровень работ в нынешнем году и определило 30 лучших проектов, авторы которых получили статус победителей (1-е место) и призеров конкурса.
На пресс-конференции, прошедшей в формате круглого стола, представители Intel и МГУ обсудили  вопросы популяризации науки. Как заметила специальный гость встречи, заместитель директора Международного фестиваля науки в Эдинбурге Аманда Тиндалл, задача популяризации науки имеет высокий приоритет во многих странах мира. Международный опыт ярко демонстрирует, что именно такие мероприятия, как Фестиваль науки и научно-инженерные конкурсы, ключевой элемент которых интерактивность, эффективнее всего помогают привлечь ребят в науку. Важно дать школьникам возможность прикоснуться к миру исследований, разработать и представить свои собственные проекты и идеи. По мнению другого специального гостя круглого стола — проректора МГУ им. М.В.Ломоносова академика Алексея Хохлова, особое место в системе популяризации науки должны занимать и сами ученые: поскольку развитие   фундаментальной науки оплачивается обществом, исследователи обязаны информировать граждан о сделанном за государственные деньги в своих лабораториях. Следует привлекать к процессу популяризации и бизнес: представление последних достижений высокотехнологичных компаний также эффективно продемонстрирует  важность научных изысканий.
Определить роль, которую научно-инженерные конкурсы играют в жизни участников, помогли победители международного конкурса Intel ISEF разных лет. Ребята поделились своими успехами и отметили, что научно-инженерные конкурсы именно тот формат, который позволяет открыть в себе навыки решения сложных комплексных задач и благодаря этому добиваться поставленных целей.
Так, по словам победителя ISEF 2005 года Максима Ткаченко, Intel ISEF научил его грамотно излагать мысли и оформлять работы, что составляет  “40% успеха, а может быть и 60%”. А вот, по мнению призера ISEF 2006 года Василия Дьяченко, самое главное, чему научили его соревнования, — это умение решать крупные и сложные задачи, которые никто до этого не одолел. Победителю ISEF 2013 года Павлу Курбацкому конкурс помог в развитии проектов, создав все условия для воплощения идей.
Как рассказал Павел, на конкурс этого года он попал с проектом “Многофункциональная трость-поводырь для людей с ограниченными возможностями по зрению”. Особенность проекта в его не столько техническом, сколько социальном характере. А началось все еще в 2012 году, когда “трость”  заняла первое место в конкурсе научно-исследовательских работ учащихся 9-11 классов стран СНГ “Ученые будущего” в категории “Техника”. Благодаря этому Павел автоматически вышел в финал Intel ISEF 2013 в Фениксе (США), где и занял третье место в категории “Инженерные науки: электротехника и машиностроение”.
Трость-поводырь должна облегчить жизнь людям с ограниченными возможностями по зрению. Идея создания “умного помощника” возникла во время волонтерской работы школьника в интернатах для слабовидящих и слабослышащих. Увы, до сих пор отношение в нашем обществе к таким гражданам все еще оставляет желать лучшего. Трость-поводырь сканирует препятствия на трех уровнях: головы, пояса и стопы, оповещая своего владельца о расстоянии до препятствия.
В нее также вмонтирован модуль GPS, благодаря которому владелец гаджета может создавать голосовые метки, чтобы потом использовать функцию “Где я?” для ориентации на местности. В ответ на вопрос о местонахождении трость назовет ближайший ориентир, например, “дом”, “поликлиника” или “сквер”. Проблесковые маячки, установленные в трости, помогут слабовидящим при переходе через дорогу в темноте: после троекратного подъема трость начинает светиться, делая передвижение более безопасным.
Вопросам вовлечения юных исследователей в научно-исследовательскую работу была посвящена и конференция для преподавателей “Образовательная академия Intel” — неотъемлемая часть конкурса “Ученые будущего”. Ее участники рассмотрели существующие тенденции развития дополнительного образования и научно-технической деятельности школьников в России, обсудили новую образовательную инициативу — STEM-центры — совместный проект Intel, АФК “Системы” и МГУ им. М.В.Ломоносова по созданию сети научных лабораторий для учащихся школ. Центры должны стать важной площадкой для встреч школьников, ученых и представителей индустрии. По мнению экспертов, модель STEM-центров является весьма эффективной для привлечения ребят в научно-техническую сферу. Специалисты предложили и новые направления развития проекта, в том числе использование дистанционной компоненты и онлайн-форм работы со школьниками в сегменте дополнительного образования, как действенный инструмент для большего охвата территории России, приучения ребят к новой среде, наработки современных компетенций.
Конкурс “Ученые будущего” является официальным этапом Intel  International Science and Engineering Fair — престижного международного конкурса научных работ школьников, ежегодно проходящего в США. В феврале 2014 года Intel и МГУ назовут лучшие проекты из числа победителей и призеров “Ученых будущего”, авторы которых представят свои исследования на Intel ISEF 2014 в Лос-Анджелесе.
Подробнее о конкурсе Intel ISEF можно узнать на веб-сайте http://www.societyforscience.org/isef.

Нина ШАТАЛОВА
Фото из личного архива
Павла Курбацкого
http://smartnews.ru

Нет комментариев