Восторг и вдохновение. Целую неделю москвичи наслаждались качественным научно-популярным кино.

В Москве завершился III Международный фестиваль актуального научного кино “360о”, организованный Политехническим музеем совместно с Фондом “Сколково”, Открытым университетом “Сколково” при поддержке Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы. Церемония закрытия проходила в историческом здании Политехнического музея. В течение недели зрители фестиваля “360о”, среди которых — студенты, молодые ученые и другие неравнодушные к развитию науки люди, смогли посмотреть 31 картину, большинство которых в России было показано впервые.
Вполне ожидаемо Гран-при фестиваля получил фильм американского режиссера Марка Левинсона о работе ученых на Большом адронном коллайдере “Страсти по частицам” (Particle Fever). Драматические события, связанные со строительством и запуском гигантского ускорителя под Женевой, научные баталии, сопровождающие поиск бозона Хиггса, по крупицам становятся доступными не посвященной в физику частиц общественности. Фильм Марка Левинсона (в прошлом — физика) позволил зрителям наблюдать за тем, что делают выдающиеся ученые и как совершаются великие научные открытия. Авторы показали работу шести исследователей, участвующих в проекте Большого адронного коллайдера — самого крупного и дорогого научного эксперимента в истории планеты. По мере того как они пытаются разгадать загадки Вселенной, 10 000 ученых и инженеров из 100 стран объединяют усилия во имя достижения одной цели — воссоздания условий Большого взрыва. Некоторые зрители после просмотра фильма с удивлением и сожалением отмечали, что в нем не говорится отдельно о роли российских исследователей и специалистов в реализации грандиозного проекта. Однако, по мнению академика Валерия Рубакова, которым он поделился после просмотра картины, гораздо важнее показать результаты работы интернационального коллектива ученых, среди которых немало россиян.
По словам Марка Левинсона, “существуют два способа снимать научное документальное кино”. В первом случае режиссер объясняет зрителю смысл научной теории, во втором — рассказывает об ученых, работающих над важными для человечества проблемами. Левинсон и его коллеги пошли вторым путем — они попытались передать “ощущения вдохновения и восторга”, охватывающие ученых на последних этапах исследования.
Специального приза жюри удостоен фильм австралийского режиссера Сони Пембертон о плюсах и минусах вакцинации “Привитые: любовь, страх и вакцины”. Как следует из названия картины, речь в ней идет о прививках, а также о том, что болезни, от которых, казалось бы, человечество давно избавилось, опять возвращаются. Увы, современные дети даже в развитых странах заболевают и умирают от болезней, предупреждаемых вакцинацией, из-за отказа родителей делать прививки. Однако пугают нас и истории о тех случаях, когда прививки приносили не пользу, а вред. Как решить, стоит ли прививаться и где кроется настоящая опасность — в этом попытались разобраться авторы фильма.
Победителем студенческого жюри стал приключенческий фильм датского режиссера Даниэля Дэнчика “Экспедиция на край света”. По мнению специалистов, это настоящий приключенческий фильм, причем очень современный. Картина рассказывает об увлекательной экспедиции (трехмачтовая шхуна c художниками и учеными отправляется на край земли к ледяным массивам северо-восточной Гренландии), в ходе которой отважные путешественники знакомятся с новым, ни на что не похожим миром и его удивительными обитателями.
Приз зрительских симпатий достался фильму американца Каллена Хобака “Условия, которые мы принимаем”. Он раскрывает правду о том, что корпорации и правительства могут узнать о людях, пользующихся Интернетом и мобильными телефонами. Фильм изучает стоимость так называемых “бесплатных” сервисов и стремительно исчезающую конфиденциальность в Интернете. Пользователям кажется, что они понимают, на что идут, когда нажимают кнопку “Я принимаю условия” на сайтах социальных сетей или поисковых систем. Однако они во многом ошибаются.
Специальным дипломом “За вклад в развитие и популяризацию научных знаний среди детей и молодежи” был награжден российский мультипликационный сериал о нанотехнологиях “Волшебная лаборатория” режиссера Тиграна Нерсисяна, который не входил в основную программу конкурса.
Это серия коротких пятиминутных мультипликационных фильмов, посвященных различным аспектам применения нанотехнологий. Главные герои — умудренный опытом профессор Онотоле (мультипликационный образ известного российского журналиста и интеллектуала Анатолия Вассермана) и его молодой ассистент Коржик — в форме интерактивных лекций рассказывали, зачем нужны нанотехнологии и почему уменьшение масштаба коренным образом меняет свойства материалов и дает в распоряжение ученых инструменты, о которых прежде они не могли и мечтать. Каждая серия посвящена отдельной проблеме. На занятиях профессора Онотоле говорилось и об адресной доставке лекарств, и о том, как нанороботы могут “ремонтировать” поврежденные клетки.
Приятно, что фестиваль научного кино вновь стал ярким культурным событием, собравшим немало зрителей. Организаторы мероприятия не только подобрали уникальный репертуар, но и внимательно отнеслись к выбору кинотеатров и площадок для бесплатного просмотра (например, в крупных столичных вузах). Хотелось бы верить, что фестиваль поможет привить молодым зрителям вкус к умным научно-популярным фильмам.

Светлана БЕЛЯЕВА

Нет комментариев