В битве амбиций. Дюжине российских вузов выданы путевки в мировые лидеры.

Два дня подряд члены Совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов РФ слушали презентации дорожных карт — подробных планов вузов, реализация которых позволит им войти в первую сотню лидеров мировых рейтингов наравне с ведущими научно-образовательными центрами других стран. Все команды высших учебных заведений, прибывших в столичный Центр международной торговли, где проходило заседание совета, привезли с собой внушительных объемов документы, в которых детально были прописаны мероприятия и сроки претворения в жизнь планов развития конкурентоспособности вузов до 2020 года. В течение часа за закрытыми дверями 12 экспертов совета задавали каждому участнику отбора самые разные вопросы: как именно будет идти формирование кадрового резерва руководящего состава вуза? Чем планируется привлекать в него молодых ученых, имеющих опыт работы в ведущих иностранных и отечественных научных организациях? Что будет сделано для усиления международной и внутрироссийской академической мобильности научно-педагогических работников? А для совершенствования деятельности аспирантуры и докторантуры? Какие образовательные программы будут реализованы совместно с ведущими зарубежными и российскими вузами? Не планируется ли вузом ребрендинг для более эффективного привлечения зарубежных студентов в свои аудитории?..
В итоге из 15 университетов, боровшихся в финале за право получить господдержку своих амбициозных программ по повышению конкурентоспособности, эксперты совета тайным голосованием определили 12 победителей: Казанский (Приволжский) федеральный университет, Национальный исследовательский технологический университет “МИСиС”, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н.Ельцина, Национальный исследовательский Томский государственный университет, Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского, Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, Национальный исследовательский ядерный университет “МИФИ”, Московский физико-технический институт (государственный университет), НИУ “Высшая школа экономики”.
Все они, в зависимости от особенностей представленных дорожных карт, получат уже в 2013-2014 годах солидное финансирование: от 1,1 до 1,5 млрд рублей. Трем вузам — Дальневосточному федеральному университету, Самарскому государственному аэрокосмическому университету им. академика С.П.Королева и Санкт-Петербургскому государственному электротехническому университету “ЛЭТИ” им. В.И.Ульянова (Ленина) — было предложено доработать планы развития конкурентоспособности. Совет готов вернуться к рассмотрению их дорожных карт уже в марте 2014 года, причем каждому из трех вузов эксперты дали детальные рекомендации по совершенствованию документов. Если весной на повторной защите своих планов развития вузы получат одобрение членов совета, то останутся в так называемой программе “5/100” (согласно которой не менее пяти российских университетов должны к 2020 году войти в первую сотню ведущих вузов мира). Если удача не улыбнется, деньги, зарезервированные на реализацию их дорожных карт, будут распределены между другими участниками программы.
Члены экспертного совета отметили общий высокий уровень подготовки представленных дорожных карт. Особой похвалы удостоились НИЯУ “МИФИ”, МФТИ и НИУ “ВШЭ” — их программы набрали наибольшее количество баллов при оценке, а следовательно получат большее финансирование и смогут уверенно реализовать задуманное — заняв в итоге достойное место в международных рейтингах.
Кстати, среди общих замечаний членов совета ко всем вузам-участникам активно звучала просьба “не преувеличивать значение рейтингов, не делать ставку на какие-то конкретные технологии для продвижения в топах”. Согласен с экспертами и министр образования и науки Дмитрий Ливанов — “попадание в рейтинг не является самоцелью или основным результатом проекта”.
— Главная задача, которая стоит перед ведущими университетами и Минобр­науки, заключается в том, чтобы выстроить новое качество исследований и преподавания в российских вузах, — подчеркнул он на пресс-конференции, посвященной итогам отбора дорожных карт. — Каждому из участников проекта было необходимо сформировать свой план действий — конкретную программу обеспечения конкурентоспособности, повышения интенсивности научных исследований и разработок, содействия росту престижа России как мировой научной державы, а также усилению своего интеллектуального и человеческого капитала, формированию современной системы управления и соответствующей самым передовым требованиям инфраструктуры учебного заведения.
Рейтинги часто имеют коммерческий характер, их формальные показатели хотя и являются важными индикаторами, не должны рассматриваться как единственный критерий успешности вуза. В конечном счете данная программа ориентирована на то, чтобы каждый университет руководствовался своим собственным представлением о том, какой путь для достижения международной конкурентоспособности для него является оптимальным. Совет рекомендовал вузам использовать для оценки успешности их деятельности не только продвижение в том или ином рейтинге, но и другие методики. Например, проведение регулярных опросов выпускников и работодателей.
Еще одна рекомендация совета: максимально тесная интеграция вузов и академических институтов. Сейчас, в период реорганизации РАН, важно, чтобы наши ведущие университеты использовали открывающиеся перед ними новые возможности для усиления своего исследовательского потенциала. Основная область, в которой отечественные вузы пока отстают от своих зарубежных конкурентов, — это исследования, активное присутствие на международном рынке разработок, публикаций научных результатов.
Что касается конкретных замечаний трем вузам, чьи планы повышения конкурентоспособности пока были отправлены на доработку, они таковы: у ДВФУ совет отметил недостаточно амбициозный характер дорожной карты. Те показатели, прежде всего в сфере науки, которые университет запланировал достичь к 2020 году, уже сегодня имеют несколько российских вузов. Понятно, что к 2020 году они продвинутся еще дальше. Получается, что стратегия развития, предложенная ДВФУ, является догоняющей, в этих условиях университет не добьется поставленной задачи без серьезных изменений. И одним из таких изменений может стать активная интеграция с институтами ДВО РАН.
Оценив высокий потенциал СГАУ как головного вуза оте­чественной космонавтики и авиации, совет рекомендовал, в частности, увеличить его диверсификацию по постановке более амбициозных и масштаб задач. Те же рекомендации прозвучали и в отношении ЛЭТИ, кроме того, были высказаны предложения рассмотреть возможность ребрендинга вуза и перспективы интеграции его с другими техническими университетами Санкт-Петербурга.
В подготовке дорожных карт активное участие принимали как коллективы самих университетов, так и представители ведущих научно-образовательных центров, крупных международных консалтинговых компаний и даже нобелевский лауреат. Кстати, все помощники горячо болели за своих подопечных и пришли вместе с ними на защиту дорожных карт.
Как рассказал ректор МФТИ Николай Кудрявцев, за три месяца, отведенные на подготовку дорожной карты, команда, ответственная за ее написание, постаралась обсудить план повышения конкурентоспособности вуза практически со всеми структурами, входящими в его состав. Важным было увязать главную идею дорожной карты с другими  программами развития вуза. При разработке документа особое внимание уделяли рекомендациям выпускников МФТИ, работающих в ведущих зарубежных научно-образовательных центрах. Главой Международного совета МФТИ согласился стать президент Массачусетского технологического института Рафаэль Райф, который также помогал университету в создании его дорожной карты.
В планах МФТИ — создание нового университетского кампуса, развитие междисциплинарных исследований. “С советских времен наша деятельность была сосредоточена внутри России, — напомнил ректор. — Когда в 1990-е годы страна стала более открытой и ученые получили возможность перемещаться, известность университета возросла, наши выпускники поехали работать на Запад и показали там высокие результаты. Мы всегда были тесно связаны и с Российской академией наук, и с работодателями. В крупных компаниях действуют кафедры нашего вуза, студенты много времени проводят в исследовательских институтах. Одной из главных задач для нас сегодня является развитие мощной исследовательской базы внутри университета, поскольку без этого невозможно привлекать на работу молодых энергичных сотрудников. Одновременно мы стараемся очень бережно относиться к сделанному нашему предшественниками”.
Проведение оценки и последующее финансирование дорожных карт вузов, намеренных добиться высокой конкурентоспособности на международном уровне, для Минобрнауки не разовая акция.
— Принципиально важным считаем оставить дверь в эту программу открытой, — подчеркнул министр. — Потому намерены проводить регулярную ежегодную оценку успешности того, как вузы, получившие финансирование, будут продвигаться по реализации своих планов. Не исключено, что университеты, не добившиеся успеха, будут исключены из программы, а через два года мы проведем новый конкурс, появятся новые участники. Считаем принципиально важным, чтобы у тех вузов, которые заинтересованы войти в данную программу, но пока еще не совсем готовы для этого, была такая возможность в будущем.
Отвечая на вопрос корреспондента “Поиска” о том, какие риски он видит при реализации столь масштабных планов, как основной Дмитрий Ливанов назвал риск, связанный с недостаточно быстрым повышением качества человеческого капитала: “И в сфере управления университетом, и, что самое важное, в его преподавательском и исследовательском составе. Вузы, которые действительно хотят сделать рывок в своем развитии, стать заметными на международном уровне, должны гораздо активнее, чем сейчас, привлекать новых преподавателей, исследователей. Добиться этого не так просто. Потому в том объеме, в каком им удастся это осуществить, они и будут успешны. Возможны и неудачи.
Главный же фактор снижения рисков при исполнении задуманного заключается в том, какие именно механизмы повышения качества своей работы вузы рассматривают как основные. Чем четче вуз понимает свои конкурентные преимущества: какие именно действия ему надо совершить, чтобы добиться результата, каких конкретно специалистов надо привлечь дополнительно, чтобы повысить уровень работы в целом, как следует наиболее эффективно вести интернационализацию научных и образовательных проектов, развивать инфраструктуру вуза — тем выше шанс на успех”.
Дорожные карты вузов-победителей в Минобрнауки пообещали выложить в открытый доступ на сайте министерства в ближайшее время.

Нина ШАТАЛОВА
Фото автора

Нет комментариев