В массы! Европа взяла курс на общедоступное онлайн-образование.

Старый Свет озабочен собственным отставанием от мировых трендов в образовании. Об этом представители различных стран говорили в ходе Европейского саммита по открытому и онлайновому образованию и программе модернизации европейского образования, который состоялся недавно в Брюсселе. Россию на форуме представляла делегация Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ).
Саммит был проведен по инициативе Европейской ассоциации университетов дистанционного обучения (EADTU) и Генерального директората Еврокомиссии по образованию и культуре. Организаторы приурочили мероприятие к двум значительным событиям.
Не так давно EADTU отметила 25-летие своей деятельности. Основанная учредителями из 10 европейских стран, в настоящее время она насчитывает 15 институтов и 14 национальных ассоциаций в 25 странах. Нынешний саммит (ассоциация проводит такие встречи ежегодно) также стал юбилейным. Состав участников был внушительным: представители различных подразделений Еврокомиссии, крупных европейских ассоциаций в области дистанционного и электронного обучения, открытых университетов Великобритании, Нидерландов, Каталонии (Испания), Израиля, Германии.
Но главным поводом для проведения встречи стал запуск инициативы Еврокомиссии “Открытие образования: инновационное преподавание и обучение для всех посредством новых технологий и открытых образовательных ресурсов”. По заявлению идеологов программы, развитие инновационных методов обучения и цифрового контента — это не самоцель, а средство для формирования более открытого образовательного пространства, которое позволит обеспечить качество знаний и доступ к ним всем желающим. Предпринимаемые меры помогут достичь основных целей стратегии “Европа 2020”. Это подъем конкурентоспособности стран Старого Света, формирование квалифицированной рабочей силы и увеличение занятости. Данная инициатива Еврокомиссии ляжет в основу программы действий на ближайшие годы.
Как отметили участники саммита, сегодня в Европе наблюдается рост числа студентов, а традиционные занятия в лекционных аудиториях могут лишь частично удовлетворить их потребности. В связи с этим университеты, даже классические, занимаются поиском инновационных форматов обучения в режиме онлайн или их сочетаний с традиционными методиками.
Европейскому образовательному сообществу предстоит выработать педагогические, организационные и бизнес-модели открытого и гибкого образования, что позволит охватить новые категории обу­чающихся. Среди них — работающие молодые люди старше 25 лет, представители бизнеса, некоммерческих организаций, государственного сектора. В условиях, когда потребность в гибком образовании растет, вузы начинают играть роль провайдеров знаний, а гарантией их эффективной работы становятся информационно-коммуникационные технологии. Именно они позволяют университетам наращивать образовательный потенциал, охватывать различные уровни образования, делая его непрерывным, поддерживать устойчивость бизнес-мо делей.
Подводя итоги саммита, участники постановили, что необходимо распространять передовой опыт университетов в области онлайнового обучения, формировать альянсы открытых и традиционных вузов, применять новые технологии передачи знаний на всех уровнях образования. Еще одна поставленная в ходе саммита задача — проведение экспериментов по созданию и использованию массовых открытых онлайновых курсов (MOOCs). С одной стороны, они обладают рядом преимуществ (дают импульс международному образованию, способны поддерживать образовательные программы в развивающихся странах и т.д.), а потому были восторженно встречены большинством участников. С другой стороны, некоторые эксперты сомневаются, возможно ли успешное обучение в рамках MOOCs тех, кто не получил высшее образование или обладает низкой профессиональной квалификацией.
В России возникают дополнительные вопросы: как организовать оплату труда преподавателя, работающего с дистанционными студентами? за счет каких средств вести разработку и актуализацию курсов? как сделать процесс обу­чения более клиентоориентированным и при этом остаться в рамках законодательства? Пока над решением этих проблем ломают голову в российских учебных заведениях, отечественные студенты свой выбор в пользу MOOCs уже сделали. Сегодня наша страна входит в мировую десятку по количеству тех, кто подписался на открытые онлайновые курсы, разработанные за рубежом и размещенные на иностранных платформах.
Виртуальный и физический отток российских студентов за знаниями в другие страны — лишь одно из последствий бездействия отечественного образовательного сообщества. В МЭСИ считают, что сегодня вузам, в первую очередь федеральным и исследовательским университетам, необходимо дать возможность внедрить высококачественные инновационные методы обучения, новейшие технологии и методики создания и использования цифрового контента.
К слову, в самом МЭСИ электронное обучение активно развивают уже около 20 лет, отслеживают и применяют в учебной и административной деятельности последние достижения в данной области. Это помогает университету держать курс на открытость и гибкость, вооружать студентов навыками работы в современной глобализованной экономике. Если не предпринимать подобные меры, прогнозируют эксперты МЭСИ, отечественная система образования отстанет от мировых темпов развития, не сможет обеспечить страну высококвалифицированными кадрами, потеряет привлекательность для абитуриентов.
Вписывается ли Россия в мировые образовательные тренды, будет ясно в недалеком будущем. Участники Европейского саммита нарисовали такую картину: некоторые вузы полностью перейдут к онлайновому образованию, поэтому уже к 2030 году количество зданий университетских корпусов сократится, зато увеличится число студентов всех возрастов.

Елена ГОРДЕЕНКОВА
Фото с сайта МЭСИ

Нет комментариев