Взрывной характер. Вулкан Ключевской устроил бомбардировку.

У вулканологов Камчатки снова много работы — если сформулировать в терминах, которые используют ученые, “произошла мощная кульминация извержения” Ключевского (4750 м). Из кратера летели вулканические бомбы, пепловый шлейф на большой высоте протянулся на далекие расстояния, что привело к изменению расписания международных авиарейсов. Краткую информацию о том, что происходит на полуострове, по нашей просьбе в редакцию прислала Ольга Гирина — руководитель Камчатской группы реагирования на вулканические извержения (KVERT: http://www.kscnet.ru/ivs/kvert/index_eng.php), кандидат геолого-минералогических наук, ведущий научный сотрудник Института вулканологии и сейсмологии Дальневосточного отделения РАН. Материал Ольга Алексеевна подготовила, выкроив время между наблюдениями за восемью вулканами, которые сейчас находятся в стадии извержения и активизации.
На Камчатке расположено 30 действующих и потенциально активных вулканов, ежегодно здесь происходят эксплозивные извержения четырех — восьми вулканов. Четыре вулкана находятся в состоянии почти непрерывных слабых или умеренных извержений, на фоне которых имеют место пароксизмальные эксплозивные события (мощные взрывы с выбросом пепла выше 8 км над уровнем моря): Ключевской (самый высокий действующий вулкан Евразии) активен в течение нескольких сотен лет, Шивелуч — с августа 1980 года, со времени начала роста лавового купола в эксплозивном кратере, образовавшемся при катастрофическом извержении в ноябре 1964 года. Безымянный время от времени извергается с октября 1955 года, с момента пробуждения после тысячелетнего молчания, а Карымский — с января 1996 года, с начала новой фазы активности вулкана.
За последние 20 лет произошло 66 сильных эксплозивных извержений, при которых пепловые тучи поднимались на 8-15 км над уровнем моря, а пепловые шлейфы протягивались на расстояния до 5000 км от вулканов. На вулкане Шивелуч произошло 8 таких событий, на Безымянном — 26, на Ключевском — 12. Кроме этого, время от времени происходят эксплозивные извержения на других вулканах, например, с декабря 2010 года продолжается извержение Кизимена, с ноября 2012 года — Трещинное Толбачинское извержение имени 50-летия ИВиС ДВО РАН, 23-24 октября 2013 года произошло умеренное извержение Жупановского, серия умеренных взрывов была отмечена в Активной воронке Мутновского 3 июля 2013 года, с декабря 2008 года по август 2009-го извергался Корякский.
В любое время могут активизироваться другие вулканы, например, 5 октября 2001 года наблюдались пепловые выбросы вулкана Авачинский, с июля 2010 года по настоящее время продолжается повышенная парогазовая эмиссия вулкана Горелый. В среднем, сильные эксплозивные извержения камчатских вулканов, при которых пеплы поднимаются на 8-15 км над уровнем моря и выше, происходят примерно один раз в полтора года.
Каждое извержение не похоже на другие. Например, извержение Ключевского в 2012-2013 годах продолжалось 3,5 месяца, а в 2009-2010-м — год и месяц. Если в первом случае наблюдалась только стромболианская активность (фонтанирование лавы в вершинном кратере), то во втором отмечались также и вулканская активность (подъем пепловых колонн до 10 км над уровнем моря и распространение пеплового шлейфа на 2500 км на восток), и излияние по склонам вулкана лавовых потоков.
Продолжающееся сегодня извержение Ключевского отличается стремительностью нарастания активности: в день начала — 15 августа 2013 года — резко повысилась сейсмичность вулкана, сразу появилась яркая термальная аномалия в районе кратера, пепловые выбросы достигли 6 км над уровнем моря. Спустя 11 дней на юго-западный склон начал изливаться лавовый поток. В дальнейшем потоки появились также на западном и юго-восточном склонах. Кульминационная фаза извержения началась 15 октября — пепловая колонна в течение четырех часов поднялась с 8 до 10 км над уровнем моря, количество пепла в ней быстро росло, и пепловый шлейф протягивался все дальше от вулкана.
Возможно, в это же время на перевале между вулканами Ключевской и Камень произошел боковой прорыв и начал формироваться шлаковый конус, лавовый поток от которого внедрялся в ледник Богдановича, спускающийся в долину реки Студеная. Мощь извержения нарастала, пять дней подряд пепловая колонна непрерывно поднималась до 7-10 км над уровнем моря, пепловый шлейф протянулся в сторону Алеутских островов более чем на 2000 км. На 18-20 октября пришелся пик кульминационных событий — фонтан лавы в вершинном кратере достигал 800 м, вулканические бомбы и лапилли обрушивались на все склоны вулкана, их падение отмечалось на высотах 2500 м и ниже. Три крупных лавовых потока продолжали движение по склонам вулкана. Ночью полная луна освещала вулкан, и глаза невозможно было оторвать от этой феерии!
В 1 час ночи 20 октября кульминационная фаза извержения резко закончилась — пепловый шлейф рассеялся, но стромболианская активность и истечение лавовых потоков продолжаются до настоящего времени. Также продолжается перемещение аэрозольных облаков, содержащих оксид серы, на восток от вулкана — 20-23 октября такие облака отмечались над северной частью Канады.
Следует отметить, что самые мощные вулканы Камчатки — Ключевской и Шивелуч — откликаются на повышенную активность друг друга. Например, на фоне кульминации извержения Ключевского 15-20 октября на вулкане Шивелуч 18 октября произошло 22 эксплозивных события с выбросом пепла до 7-10 км над уровнем моря.
Извержения вулканов — показатель жизни любой планеты. Камчатские вулканы — одни из самых активных в мире, но не единственные. Ключевской передал эстафету Этне в Италии — 26 октября началось его извержение. Жизнь планеты продолжается!

Ольга ГИРИНА