Есть свидетель!

Обнаружена галактика, существовавшая, когда Вселенной было всего лишь 700 миллионов лет, это самая старая из галактик, известных на сегодняшний день. С подробностями — Nature News от 24 октября.
Самая старая галактика — она же и самая удаленная от нас — находится на расстоянии 30 миллиардов световых лет (9 миллиардов парсек) от Земли. Объект, обозначенный z8_GND_5296, является ближайшим из наблюдаемых свидетелей космической “темной эпохи”. Эта эпоха началась вскоре после Большого взрыва и длилась несколько сотен миллионов лет, характеризуясь образованием водорода — самого легкого и первого химического элемента, который в то время заполнял всю Вселенную. Закончилась “темная эпоха” с формированием звезд и галактик, которые начали испускать свет. По мере их роста “водородный туман”, постепенно ионизируясь, рассеивался. Когда точно начался этот процесс и сколько он длился, неизвестно. “Одна из возможностей выяснить ход ионизации заключается в сопоставлении доли нейтрального, то есть неионизированного, газа в галактиках разных космических эпох”, — поясняет Стивен Финкельштейн (Steven Finkelstein), астрофизик из Техасского университета в Остине и соавтор статьи об открытии самой старой галактики, которую публикует Nature. Свет от галактики z8_GND_5296 имеет рекордное красное смещение, причем здесь речь идет о космологическом красном смещении, которое вызвано расширением Вселенной и буквально растягивает длины волн света, движущегося к нам. Чем длиннее время путешествия света, тем больше растягивается его длина волны.
Среди удаленных и старых галактик совсем немного тех, в которых удается обнаружить спектральные линии, соответствующие нейтральному газу. В окружении галактики z8_GND_5296 такой “водородный туман” был выявлен, но и свет от нее был зарегистрирован. Для объяснения этого Финкельштейн выдвинул идею о том, что свет ионизировал свое собственное окружение, что позволило фотонам пробиться через “водородный туман”. Яркость галактики, по подсчетам астрофизиков, предполагает, что она формирует звезды с ошеломительной скоростью — 330 солнечных масс в год! Это в 30 раз выше ожидаемого показателя и наводит на мысль о том, что активное звездообразование было в ранней Вселенной более распространенным явлением, чем представлялось.
Открытие галактики z8_GND_5296, сделанное инфракрасной аппаратурой телескопа “Хаббл”, подтвердилось в наземных наблюдениях с помощью спектрографа, установленного на телескопе “Кек I” — на Гавайях (Keck I telescope, W. M. Keck Observatory).