В ответе за диабет

Установлен молекулярный посредник между бактериями и жировыми клетками, предопределяющий развитие диабета. Об этом сообщает PLoS ONE.
Жировые клетки, бактерии и диабет связаны воспалительным процессом, который является нормальной реакцией организма на инфекцию или повреждение. Воспаления благотворны в небольших, контролируемых масштабах, но они становятся чрезвычайно вредными, перейдя в хроническое состояние.
Ученые из Университета Айовы (University of Iowa), авторы исследования в последнем номере журнала PLoS ONE, выявили молекулярных посредников взаимодействия между бактериями и клетками жировой ткани в аспекте развития диабета. “Идея нашего исследования исходит из того факта, что жировые клетки (адипоциты) взаимодействуют с факторами внешней среды, в данном случае — с бактериальными токсинами, которые запускают воспалительный процесс, — говорит ведущий автор публикации Патрик Шливерт (Patrick Schlievert). — Известно, что хроническое воспаление приводит к инсулиновой резистентности, являющейся предвестником диабета. Поэтому первопричины хронического воспаления вызывают особый интерес”.
Для того чтобы продемонстрировать in vitro стимуляцию бактериальными токсинами выброса информационных молекул цитокинов (они обеспечивают мобилизацию воспалительного ответа) жировыми клетками, исследователи из Айовы использовали иммортализованные, то есть непрерывно делящиеся, бессмертные, адипоциты. Это было сделано потому, что в первичной культуре жировые клетки, выделенные из организма, быстро прекращают деление и их трудно использовать в эксперименте. Иммортализованные клетки позволяют повторять эксперимент многократно на идентичном материале, что дает надежно воспроизводимые результаты. Бесконечное их деление было обусловлено внесением двух генов, вирусного онкогена и гена фермента, который контролирует длину теломер.
Группа профессора Шливерта сконцентрировала внимание на бактерии Staphylococcus aureus, и на это были две причины. Во-первых, люди с ожирением, у которых развился диабет, оказываются колонизированы стафилококком больше, чем в среднем по популяции, а во-вторых, стафилококк среди микробов, обнаруживаемых в язвах диабетической стопы (одно из самых распространенных и жизнеугрожающих осложнений диабета), встречается чаще других. Все стафилококки выделяют токсины, называемые суперантигенами — это антигены, вызывающие бурную и неспецифическую активацию иммунной системы. В недавних работах Шливерта было показано, что именно суперантигены являются причиной смертельных эффектов различных стафилококковых инфекций, таких как синдром токсического шока, сепсис и эндокардит. Результаты последнего исследования группы Шливерта свидетельствуют о том, что именно стафилококковые суперантигены запускают продукцию провоспалительных молекул жировыми клетками.