Осветить просвещение. Прозрачность системы образования обеспечит независимая оценка.

Добровольность участия, открытость информации, согласование с общественностью критериев и методик, разрабатываемых экспертами, — вот принципы, на которых решено строить систему независимой оценки качества образования. Экспертизы, инициируемые потребителями, нуждаются в правовой основе, и проводить их следует с участием авторитетных представителей профессионального сообщества. Руководствуясь программной статьей Президента РФ Владимира Путина “Строительство справедливости. Социальная политика для России”, а также его указом от 7 мая 2012 года “О мероприятиях по реализации государственной социальной политики” и статьей 95 ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”, Минобрнауки РФ занимается созданием условий, необходимых для построения системы независимой оценки качества образования. О направлениях и первых результатах этой работы доложил на пресс-конференции в РИА Новости директор Департамента стратегии, анализа и прогноза министерства Григорий Андрущак.
“Надо сформировать единое представление о качестве образовательной деятельности в современном обществе с учетом разных реалий”, — подчеркнул он. Среди потребителей услуг в сфере образования есть семьи, живущие в различных социальных условиях, учебные заведения на местах выполняют разный круг задач. Соответственно, существует и разница в понимании качества упомянутых услуг. К примеру, в регионах с активно развивающейся экономикой наиболее актуальна тема уровня программ профобразования, а там, где низкая плотность населения, — эффективной работы общеобразовательных учреждений. Министерство обеспечивает рамки для формирования системы независимой оценки, но методики, критерии и форматы проведения этой оценки определяются на местах. “Нужны отдельные рейтинги на уровне субъектов РФ, — заявил Г.Андрущак. — С нашей точки зрения, принципиальное значение будет иметь развитие элементов рейтингования различных аспектов деятельности образовательной системы”. С другой стороны, должны быть выработаны единые подходы к реагированию на снижение требуемого качества.
Содержание программ, результаты их освоения учащимися и условия обучения в учреждениях, по словам руководителя департамента, входят в число наиболее востребованных сегодня объектов независимой оценки. Реже оценивается то, как свои функции в сфере образования выполняют органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления.
Самый известный инструмент исследования — рейтинги. На сегодняшний день их существует более 130. Кроме того, итоги независимого анализа образовательной деятельности могут быть представлены в форме публичных докладов, аналитических материалов центров оценки качества образования, профессионально-общественной аккредитации. Потенциальные инициаторы и заказчики производства такого продукта — непосредственные участники процесса образования (как физические, так и юридические лица), общественные организации и органы власти.
Становление эффективной системы независимой оценки, как подчеркнул Г.Андрущак, возможно только при полной открытости информации. В ходе пресс-конференции исполнительный директор Центра социальных рейтингов РИА Новости Наталья Тюрина отметила, что “большая часть рейтингов делается сегодня на основе данных из закрытых ведомственных источников”. Максимально открыть эти ресурсы для населения — одна из задач Минобрнауки. Отсев недостоверной информации также остается проблемой, для ее решения требуется немало усилий коллективов, занимающихся независимой оценкой. По словам вице-президента Российской академии образования Виктора Болотова, “заказчик должен быть уверен, что анализируемые данные оценят представители профессионального сообщества”.
Координировать работу организаций, привлекаемых к формированию и развитию инструментов независимой оценки, должны органы власти на местах. Формат общественного согласования оценочной методики и критериев определен в методических указаниях Минобрнауки (они уже разосланы в регионы). Взаимодействие участников согласовательного процесса может осуществляться в рамках работы общественных советов при органах исполнительной власти, включая департаменты образования, а также через механизм Общественной палаты РФ и ее региональных отделений.
Появление данного документа научный руководитель Института образования НИУ “Высшая школа экономики” Исак Фрумин назвал важным шагом не только к развитию системы общественного управления, но и к формированию гражданского общества в России. При этом он заметил, что “наши организации не имеют культуры выкладывания информации в Сети”. Некоторые требования к открытости данных об образовательных учреждениях нормативно закреплены, но предстоит еще немало поработать как над их исполнением, так и над стандартизацией содержания и объемом публикуемых сведений. Если применение этих правовых норм не будет гарантировано, то, по мнению эксперта, “полезные инициативы создадут лишь ощущение сделанного дела”.

Татьяна ВОЗОВИКОВА

Нет комментариев