Идущие в ведущие. Томский политех готов к конкуренции.

Названы первые 12 победителей открытого конкурса по реализации указа Президента РФ о вхождении к 2020 году не менее пяти российских вузов в первую сотню ведущих мировых университетов (“Поиск” №44, 2013). Национальный исследовательский Томский политехнический университет — один из дюжины, чью дорожную карту развития в этом направлении одобрил Совет по повышению конкурентоспособности университетов РФ среди ведущих мировых научно-образовательных центров.
Презентация дорожной карты ТПУ оказалась первой в списке программы итогового заседания совета. Мы тоже решили начать представление программ повышения конкурентоспособности университетов — победителей конкурса с данного вуза. Подробнее о том, как именно в ТПУ намерены достичь заявленных высот, рассказал ректор университета профессор Петр ЧУБИК:

— Стратегическая цель нашего вуза — становление и развитие как исследовательского университета — одного из мировых лидеров в области ресурсоэффективных технологий, решающих глобальные проблемы человечества на пути к устойчивому развитию. Разрыв между сегодняшней и желаемой (2020 год) позициями университета в ведущих мировых рейтингах связан с рядом целевых показателей, которых нам предстоит достичь. По некоторым из них ТПУ пока отстает от мировых лидеров. Например, один из таких показателей — количество статей в базах данных Web of Science и Scopus на одного научно-педагогического работника (НПР). В 2012 году для нашего вуза он был равен 0,5, к 2020 году мы намерены увеличить его до 4,7. Еще примеры: средний показатель цитируемости на одного НПР, рассчитываемый по совокупности статей, учтенных в базах данных Web of Science и Scopus (2012 год — 2,36 / 2020 год — 11,1); доля зарубежных профессоров, преподавателей и исследователей в общей численности НПР (2012 год — 0,1% / 2020 год — 10%); средний балл ЕГЭ студентов (2012 год — 67,87 балла / 2020 год — 85 баллов); доля программ, реализуемых на английском языке (2012 год — 6% / 2020 год — 30%).
Среди основных причин существующего на данном этапе отставания от зарубежных вузов-лидеров: недостаточно высокий уровень владения английским языком студентов и сотрудников, традиционная концентрация “большой” науки в государственных академиях, ориентация части успешных выпускников региональных школ на поступление в столичные вузы… Свою отрицательную роль сыграли отечественный “технологический застой” 1990-х годов, сопровождавшийся слабой востребованностью инженерной профессии, и барьеры, до недавнего времени серьезно затруднявшие трудоустройство иностранных ученых в российских вузах.
Для обеспечения международной конкурентоспособности ТПУ и вхождения университета в престижный пул ведущих мировых научно-образовательных центров запланирован целый комплекс стратегических инициатив по формированию портфеля программ и интеллектуальных продуктов вуза, соответствующих лучшим мировым стандартам и практикам. Уже сегодня в ТПУ действует собственный стандарт основных образовательных программ подготовки бакалавров, специалистов и магистров, соответствующий международным стандартам инженерного образования. Более 40 основных образовательных программ ТПУ (23% от общего количества) прошли международную аккредитацию в таких авторитетных международных организациях, как Accreditation Board for Engineering and Technology, Canadian Engineering Accreditation Board, Ассоциация инженерного образования России с присвоением европейского знака качества EUR-ACE Label. В университете реализуются 13 совместных с зарубежными вузами магистерских программ уровня “двойной диплом” (12% от общего количества). Ежегодно ТПУ получает более 120 патентов. Кстати, по количеству поддерживаемых патентов наш вуз сегодня занимает второе место среди университетов России.
К 2020 году доля программ ТПУ всех уровней, аккредитованных по международным критериям, должна составить не менее 50%; доля совместных магистерских программ уровня “двойной диплом” с ведущими зарубежными университетами — не менее 30%; доля лицензионных соглашений, заключаемых на основе поддерживаемых результатов интеллектуальной деятельности сотрудников ТПУ, — не менее 30%. Чтобы добиться таких результатов, нам предстоит провести модернизацию существующих и разработку новых образовательных программ, в том числе целевых программ подготовки специалистов для корпоративных заказчиков; перейти на модульный междисциплинарный принцип проектирования и реализации образовательных программ; создать виртуальную образовательную среду с активным использованием мировых открытых образовательных ресурсов (EdX, Coursera и т.д.); активнее продвигать образовательные модули по ресурсоэффективности, инженерному лидерству, инновациям и предпринимательству.
Почти 70% из заявленного нами в дорожной карте в ТПУ уже в той или иной степени реализуется. Но примерно 30% мероприятий, прописанных в этом документе, — новые, те, на которые мы, собственно, и делаем ставку. Например, трансформация вуза в университет преимущественно магистерского-аспирантского типа. Превалирование образовательных программ подготовки магистрантов и аспирантов над программами подготовки бакалавров и специалистов является отличительной чертой современного исследовательского университета. Именно это позволяет вузу концентрировать ресурсы на исследовательской деятельности. И ТПУ намерен расширять подготовку магистров и кандидатов наук, используя и развивая имеющуюся материально-техническую базу, тесные связи с ведущими исследовательскими и образовательными центрами, промышленными предприятиями, привлекая лучших выпускников бакалавриата из российских и зарубежных вузов. Планируем, что доля магистрантов, аспирантов и докторантов в общем числе обучающихся к 2020 году составит не менее 55%, а доля их публикаций в общем числе научных статей, аффилированных с ТПУ, достигнет 30%. Кроме того, для лучших будет введена система обязательного семестра за границей на магистерских и аспирантских программах. Основными механизмами для достижения задуманного станут разработка уникальных востребованных образовательных программ и привлечение в магистратуру и аспирантуру талантливой молодежи.
Рост качества исследовательского и профессорско-преподавательского состава — еще один важный пункт нашей дорожной карты. В целом сегодня сотрудники ТПУ обладают достаточным набором современных академических компетенций, подтверждением чего является удвоение за последние пять лет таких важных показателей развития университета, как публикационная активность, объем средств, привлеченных за счет научных исследований, число ежегодно защищаемых кандидатских и докторских диссертаций, численность иностранных студентов. Однако существует и ряд системных проблем, которые препятствуют дальнейшему повышению глобальной конкурентоспособности ТПУ: слабая интегрированность НПР в международное академическое сообщество, “старение” профессорско-преподавательского и исследовательского состава…
За главные целевые характеристики, отражающие требуемое качество ключевого персонала, приняты: средний возраст НПР — до 45 лет; количество НПР, имеющих публикации, индексированные базами данных Web of Science и Scopus, — не менее 75%; доля НПР, имеющих индекс Хирша более 10, — не менее 5%; свободное владение иностранным языком.
Основными механизмами, которые помогут нам привлечь в ТПУ выдающихся ученых и преподавателей из ведущих зарубежных и российских университетов, станут: рекрутинг высококвалифицированных специалистов с международного рынка труда; увеличение количества образовательных программ, реализуемых на английском языке, и международная аккредитация образовательных программ; реализация модульного принципа организации образовательного процесса; приглашение групп ученых из разных университетов и научных организаций для совместного осуществления сетевых научных проектов; формирование в университете двуязычной среды общения.
Для подготовки в самом ТПУ научно-педагогических кадров мирового уровня запланировано организовать институт постдоков и реализовать долгосрочные программы переподготовки и повышения квалификации НПР в ведущих российских и зарубежных университетах, научных организациях, на высокотехнологичных предприятиях. Не останется без внимания и развитие научных школ и исследовательской инфраструктуры, практика защиты PhD-диссертаций в ведущих зарубежных университетах, установление заработной платы в размере, обеспечивающем достойный уровень жизни сотрудникам и членам их семей, создание кадрового резерва руководящего состава и т.д.
Принципиально новым инструментом, интегрирующим все вышеназванные механизмы качественного развития ключевого персонала вуза, станет переход на эффективный и срочный контракт с каждым сотрудником университета. Так, например, если профессор несколько лет подряд на должном уровне будет выполнять все показатели, его переведут на эффективный контракт и его зарплата удвоится. Если в течение семи лет он будет безупречно работать на эффективном контракте, отправим его в годичную творческую командировку в ведущие зарубежные вузы за дополнительным опытом и современными исследовательскими компетенциями. По возвращении в ТПУ, если мы поймем, что теперь это уже специалист мирового уровня, он будет переведен на бессрочный контракт. Согласитесь — это очень важный стимул.
Самая важная составляющая для реализации всех наших планов — это люди, каждый человек вне зависимости от того, топ-менеджер он или заведующий кафедрой. Важно замечать каждого, продвигать, помогать повышать квалификацию… Кстати, об этом же нам говорили и зарубежные коллеги, которые помогали с экспертизой нашей дорожной карты.
Познакомиться подробнее с Программой повышения конкурентоспособности ТПУ среди ведущих мировых научно-образовательных центров можно на сайте http://tpu.ru/today/programs/viu.

Нина ШАТАЛОВА
Фото пресс-службы ТПУ

Нет комментариев