По следу друга

По последним данным, общий предок современных собак жил в Европе, а одомашнивание волков начали охотники-собиратели около 20 тысяч лет назад. С подробностями — Nature News.
Исследование, результаты которого опубликованы в номере журнала Science от 15 ноября, основано на анализе крупнейшей на сегодняшний день коллекции прочитанных фрагментов ДНК древних собак и волков. Оно, подобно прежним исследованиям, которые давали основание ученым дискутировать о времени и месте появления первых друзей человека, не исключает того, что одомашнивание волков происходило не единожды. Однако впервые генетики локализовали общего собачьего предка. Самые древние останки из обнаруженных до сих пор были найдены в Европе и в Сибири, им около 30 тысяч лет. Различные генетические данные, полученные на современных собаках и волках, предполагали местом одомашнивания волков Европу, Китай и Средний Восток, а время приручения диких волков, по этим данным, растягивалось на период от 10 до более 30 тысяч лет назад. ДНК древних собак и волков могла бы прояснить историю одомашнивания, а палеогенетикой собак, то есть изучением древних собачьих геномов, занимаются в мире несколько групп эволюционных генетиков, в частности авторы последней публикации Олаф Тальман (Olaf Thalmann) из Университета Турку (University of Turku) в Финляндии и Роберт Уэйн (Robert Wayne) из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (University of California, Los Angeles). Тальман и Уэйн получили полные митохондриальные геномы 18 древних собак и волков. Возраст материала, то есть митохондрий, ДНК-содержащих внутриклеточных структур, передающихся по материнской линии, представляет широкий временной диапазон — от 1 до 36 тысяч лет. Данные анализа этой ДНК вместе с генетической информацией о современных собаках и волках позволили ученым построить фамильное древо, корни которого ведут в Европу.
Почти все современные собаки — от динго (Австралия) до басенджи (Африка) — имеют большое генетическое сходство с древними европейскими собаками и волками. Общий предок домашних собак жил в Европе в промежутке от 18 800 до
32 100 лет назад, сообщают авторы публикации. В то же время в их исследовании фигурируют генетические данные о двух предположительно собачьих ископаемых костных останках, из Бельгии и из России, родство которых как с прочими древними собаками, так и с современными очень отдаленно. Этим скелетам более 30 тысяч лет, и они считаются самыми древними на сегодняшний день останками собакоподобного существа, впрочем, значительно превосходящего по размерам как собак, так и волков. Не исключено, что люди одомашнивали собаку много раз, и, по словам Тальмана, эти останки могут быть свидетельством неудачных попыток превращения волка в домашнее животное. Эксперт Nature News французский археозоолог Жан-Дени Винье (Jaen-Denis Vigne) из Национального музея истории естествознания (National Museum of Natural History) в Париже, не отрицая большой вероятности возникновения домашней собаки в Европе, в то же время обращает внимание на отсутствие в описываемом исследовании генетических данных о древних собаках из Китая и Среднего Востока. Авторы надеются просеквенировать образцы ДНК и из этих ископаемых останков, но уверены в том, что результаты мало повлияют на вывод об одомашнивании собаки европейскими охотниками-собирателями задолго до мезолита, который считается эпохой массового одомашнивания животных.