Поехали! Ученые России и Великобритании объявили о новых проектах в области космических исследований.

Российско-британский Год космоса, официальное открытие которого состоялось на днях (подробности — в ближайшем номере “Поиска”), на деле стартовал примерно на неделю раньше. Необъявленное начало было ознаменовано подписанием трехстороннего Меморандума о взаимопонимании между Международным научно-техническим центром, Мюлларадовской космической научной лабораторией Университетского колледжа Лондона (UCL) и Институтом физики Земли РАН. Этот документ должен положить начало сотрудничеству в работе над проектом TwinSat (“Двойного спутника”), объединив российские и британские разработки для создания нового поколения спутников, производящих мониторинг сейсмической активности (землетрясений и извержений вулканов) нашей планеты.
Примечательно, что самое непосредственное участие в подготовке нового российско-британского проекта принял МНТЦ, деятельность которого в России в настоящее время сворачивается. При этом более чем за 17 лет своего существования эта могучая международная организация профинансировала свыше 100 совместных проектов в области космоса (с участием нашей страны) на общую сумму более 29 миллионов евро. В финансировании нового проекта Международный научно-технический центр, по словам заместителя исполнительного директора МНТЦ Лео Овсяцки, не участвует, он лишь способствовал организации переговоров, в ходе которых и были определены потенциально интересные для Университетского колледжа Лондона и Института физики Земли РАН направления исследований.
Новый совместный россий-ско-британский проект предполагает осуществление мониторинга чувствительных сейсмических районов, таких как Исландия и Камчатка, в режиме реального времени. Планируется создать два спутника, которые будут отслеживать предвестники землетрясений и вулканических извержений путем оценки изменений, происходящих под их воздействием в верхних слоях атмосферы, под контролем с наземных объектов. Обо всем этом сотрудники Университетского колледжа Лондона и Института физики Земли РАН рассказали представителям СМИ в ходе научного кафе, которое МНТЦ посвятил вопросам сотрудничества России и Великобритании в области космических исследований.
Касаясь перспектив совместной работы в сфере сейсмологического мониторинга с российским академическим институтом, директор Мюлларадовской космической научной лаборатории UCL Алан Смит отметил: “Эта область мало
изучена и требует серьезного рассмотрения. Если проект будет успешным, это позволит существенно повысить понимание признаков появления землетрясений и может привести к созданию новых механизмов их прогнозирования”. Представитель российской стороны профессор Виталий Чмырев из Института физики Земли также подчеркнул важность сотрудничества с британскими учеными и предположил, что новая работа “не только принесет пользу науке обеих стран, но и сделает нашу планету гораздо более безопасным местом”.
В ходе научного кафе речь шла и о другом российско-британском проекте, в котором партнером Университетского колледжа Лондона выступает Институт медико-биологических проблем РАН, — о проведении совместного космического эксперимента по изучению социально-психологических аспектов взаимодействия экипажей Международной космической станции с центрами управления полетами. С деталями участников научного кафе познакомил профессор Вадим Гущин из ИМБП. По словам ученого, новый эксперимент направлен на то, чтобы оптимизировать обмен информацией между членами международных космических экипажей и ЦУП, повысить качество психологической поддержки космонавтов и астронавтов. Предполагается объединение передовых научных знаний, которыми знаменита Великобритания, с огромным российским опытом обеспечения пилотируемых полетов,  что позволит получить уникальные научные данные в ходе этого сотрудничества. В отличие от первого проекта, о котором говорилось выше, проект с участием ИМБП скоро будет документально утвержден в конкретных деталях. Все переговоры и подписание соответствующего меморандума состоялись еще летом прошлого года, а на днях стороны скрепят своими подписями окончательный договор.