Друг человека

При раскопках древнейшего на Среднем Востоке кладбища канадская антропологическая экспедиция обнаружила признаки приручения рыжих лисиц за несколько тысячелетий до появления собаки. С подробностями — PLoS One.
Ученые Университета Торонто (University of Toronto) в сотрудничестве со своими британскими коллегами из Кембриджского университета (University of Cambridge) наткнулись на кладбище, которому 16 500 лет, во время летнего сезона 2000 года в районе Уюн аль-Хаммам на севере Иордании.
Изучая все эти годы могилу за могилой, авторы статьи в последнем номере PLoS ONE публикуют сведения о самых интригующих находках. Так, в одном из обнаруженных захоронений оказались останки сразу 11 индивидуумов — это больше, чем где бы то ни было в захоронениях того же периода. Речь идет о периоде, который предшествовал натуфийской культуре — археологической культуре мезолита, которая существовала на территории Леванта между 12,5 и 9,5 тысячи лет до нашей эры.
Обнаруженное ранее “самое древнее кладбище Среднего Востока” датировалось периодом от 15 до 12 тысяч лет назад. В тех более поздних, чем описываемые сейчас, захоронениях люди были погребены вместе с собаками. В одной из могил были найдены останки женщины и щенка, в другой — три человека были погребены с двумя собаками и черепашьим панцирем.
Многие индивидуальные захоронения на территории Иордании оказались также и так называемыми могилами предметов — здесь были каменные орудия, костяные ложки, кости животных и куски красной охры. В одном из погребений нашли череп и кость правого плеча рыжей лисицы, а также кости оленя, газели и теленка дикого быка. В соседней могиле был скелет рыжей лисицы, лишенный черепа и кости правого плеча. Такое впечатление, что останки лисицы частично перекочевали в соседнее захоронение. Исследователи этого места предполагают, что сначала лисица была похоронена вместе со своим хозяином, но позже могила была вскрыта, и человеческие останки по каким-то причинам из нее извлечены вместе с частями лисьего скелета. Таким образом подчеркивается тесная связь человека и лисицы.
Антропологи выдвигают предположение о том, что в пренатуфийской культуре имели место попытки приручения лис, однако они оказались не столь успешными, как одомашнивание волков, ставших собаками и верными спутниками человека.

Нет комментариев