Подсчет подвохов. В Госдуме разобрали Закон об образовании.

Увеличение числа бюджетных студентов, добровольная сдача ЕГЭ, введение обязательного итогового экзамена по литературе в устной или письменной форме (сочинение), восстановление студенческой льготы по оплате общежития и права на бесплатное посещение государственных и муниципальных музеев, запрет на ликвидацию государственных и муниципальных вузов без согласия законодательного органа власти соответствующего уровня… И это еще не все идеи более чем 20 рассматриваемых сейчас в Госдуме законопроектов, которые нацелены на внесение изменений в новый ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”. Участники состоявшихся в ГД в конце ноября общественных слушаний за круглым столом на тему “Российское образование: новое законодательство — новые проблемы и задачи” рекомендовали депутатам принять внесенные законопроекты. Среди их авторов, как отметил первый заместитель председателя Комитета ГД по образованию Олег Смолин, есть немало таких, кто поддержал версию закона, вступившего в действие 1 сентября 2013 года, однако затем “прозрел” и теперь борется за поправки.
Законодатели, выступающие за внесение исправлений в федеральный закон, обеспокоены снижением бюджетных расходов на образование с 4,3 до 4,1% от ВВП, запланированных в консолидированном бюджете РФ на 2014-2016 годы, уже на следующий год. Как заметил О.Смолин, “ни одна страна не провела модернизацию при расходах на образование менее 7%, и мы должны учесть этот опыт”. Сегодня, к примеру, в Германии порядка 90% студентов учатся за бюджетные деньги, во Франции — более 80%. В России около 40% таких учащихся, и этот показатель, считает депутат, необходимо наращивать, в то время как следствием действия нового закона в ближайшие годы станет, по его расчетам, сокращение числа студентов-бюджетников на треть.
Возражений на эти претензии от представителей Минобрнауки по причине их отсутствия на слушаниях не последовало, однако справедливости ради напомним, что чиновники министерства неоднократно объясняли: уменьшение соответствующих расходов обусловлено демографическими показателями. Так, согласно дорожной карте изменений в социальной сфере, численность молодежи в возрасте 17-25 лет с 17 527 тысяч человек в 2013 году сократится к 2016-му до 14 330 тысяч.
Этим же планом предусмотрено увеличение количества студентов на одного преподавателя за период 2014-2016 годов с 9,4 до 11 человек и сокращение численности корпуса преподавателей вузов на 100 тысяч человек, что, как полагает О.Смолин, недопустимо. Он подчеркнул, что речь идет о части тех самых 25 млн высокотехнологичных рабочих мест, создание которых наметил Президент РФ. “Сокращать их — значит снижать человеческий потенциал страны”, — заявил депутат.
“Статус педагогического работника должен повышаться за счет наращивания бюджетных вложений, а не за счет увеличения нагрузки и интенсификации труда”, — указали в своих рекомендациях ГД участники круглого стола, предложив исключить из дорожной карты положения, предусматривающие увеличение числа обучающихся в расчете на одного преподавателя.
Перечисленные в рекомендациях законодательные инициативы включают корректировку ФГОС для старшей школы, принятого в 2012 году, дабы “обеспечить обязательное изу­чение всеми учениками физики, химии, биологии, истории, литературы как самостоятельных учебных предметов на базовом и профильном уровнях”. Выдача аттестатов об окончании средней школы выпускникам, не освоившим этих дисциплин, — “крест на модернизации страны”, уверен заместитель председателя комитета.
Инициируют депутаты и пересмотр базовых показателей мониторинга вузов. Их количество предлагается увеличить минимум до 15, исключив при этом критерии среднего балла ЕГЭ абитуриентов, объем денежных затрат на научные исследования и количество квадратных метров на одного студента — в первую очередь для университетов, активно использующих электронное обу­чение. Президент Современной гуманитарной академии Михаил Карпенко отметил, что с принятием нового ФЗ “Об образовании” появились “серьезные подвижки” в деле создания среды для более широкого внедрения дистанционного обучения в наших вузах, однако необходимость выполнять вышеуказанное требование и отсутствие соответствующих аккредитационных и лицензионных норм заметно тормозят этот процесс.
Еще одним “подвохом” О.Смолин назвал наделение правительственных чиновников правом определять, следует ли для овладения той или иной специальностью получать диплом СПО или достаточно освоить короткий курс профобучения. “Если у них появится желание сэкономить — понизится уровень подготовки рабочих кадров”, — считает депутат.
По словам академика РАО Евгения Ткаченко, ФЗ в целом “написан не для исполнителей, а для чиновников и управленцев”. Чтобы довести этот громоздкий документ до ума, потребуется принять еще целый ряд поправок и подзаконных актов и устранить множество терминологических и понятийных несоответствий. Олег Смолин уточнил: в законе РФ “Об образовании” образца 1992 года было около 40 отсылочных норм (указывающих на другие нормы как на условие своего действия), в новом ФЗ их порядка 180, а подзаконных актов, как обещает Минобрнауки, будет более 100.
Участники круглого стола неоднократно предрекали, что ощутить результаты принятия несовершенного закона в полной мере нам еще предстоит. Однако некоторые негативные последствия уже заявили о себе. Пример — отмена нормирования цены на место в общежитии, закрепившая право ректоров повышать ее на законных основаниях. В итоге в ряде вузов оплата выросла в 10 и более раз, что, с одной стороны, ударило по скромному студенческому бюджету, а с другой — по ректорам. Напомним, что более 90 руководителей учреждений ВПО, превысивших допустимую, на взгляд учредителей, планку, получили в минувшем ноябре дисциплинарные взыскания или были лишены премий.
Сферу образования “нельзя сужать для экономически пригодного получения знания” — пожалуй, этой фразой из выступления на круглом столе руководителя российского филиала Фонда Розы Люксембург Тины Фарни был выражен общий настрой депутатов ГД, ученых, представителей органов управления образованием, родительских и правозащитных организаций, преподавателей и студентов, участвовавших в слушаниях. Закон, уверены они, должен реально обеспечивать право граждан на доступное качественное образование — обязательный элемент социального государства.

Татьяна ВОЗОВИКОВА

Нет комментариев