Загадочный гигант

Астрономы обнаружили за пределами Солнечной системы планету, которой не должно было быть. С подробностями — University of Arizona News Release.
Международная группа астрономов во главе с аспиранткой астрономического отделения Университета Аризоны (University of Arizona, Department of Astronomy) Ванессой Бейли (Vanessa Bailey) обнаружила экзопланету, обращающуюся вокруг звезды, подобной Солнцу, на самом большом для планеты расстоянии. Ученые подсчитали, что по массе эта планета превосходит Юпитер в 11 раз, а ее орбита расположена от звезды на расстоянии, в 650 раз превышающем расстояние от Земли до Солнца. Новая планета, получившая обозначение HD 106906 b, бросает вызов общепринятым теориям планетообразования. “Эту систему не может объяснить ни одна модель формирования звезд или планет”, — комментирует открытие в документе, распространенном университетом, Ванесса Бейли.
Считается, что планеты, близкие к своей звезде, такие как Земля, возникли в первичном газопылевом диске, окружающем звезду, из малого астероидоподобного тела, на которое налипает новый материал в процессе, называемом аккрецией. Но это происходит слишком медленно для того, чтобы планета-гигант могла образоваться так далеко от звезды. Другая модель предполагает, что гигантские планеты могут формироваться в процессе быстрого непосредственного коллапса материала диска аккреции. Однако маловероятно, чтобы первичный газопылевой диск содержал в своих внешних слоях достаточную массу для образования планеты, столь массивной как HD 106906 b. Для объяснения происхождения такого небесного тела выдвинуто несколько альтернативных гипотез, включая гипотезу двойных звездных систем.
“Двойная, или бинарная, звездная система могла образоваться при более или менее независимом схлопывании газовых скоплений при условии, что возникающие в таком случае звезды находятся достаточно близко друг от друга, чтобы испытывать взаимное гравитационное притяжение, удерживающее их на орбитах вокруг общего центра масс”, — поясняет Бейли. “Возможно, в случае системы звезды HD 106906 b звезда и планета коллапсировали независимо из газовых скоплений, но по какой-то причине скоплению, которое дало начало планете, не хватило материала и оно так и не выросло достаточно, чтобы раскалиться и стать звездой”, — теоретизирует исследовательница. Однако она же указывает на важную проблему, осложняющую принятие этого сценария: соотношение масс в двойных звездных системах обычно не больше 10:1, а в случае новоявленной системы оно более 100:1. По словам авторов, такое экстремальное соотношение масс невозможно предсказать теориями образования бинарных звезд точно так же, как теории планетообразования не способны объяснить возникновение планет на столь большом расстоянии от родительской звезды.
Особый интерес эта система “звезда — планета-гигант” представляет еще и потому, что исследователям пока не удалось обнаружить осколочный, или пылевой, диск — околозвездный диск из пыли и обломков, обычно присутствующий на орбите вокруг звезды. Он состоит из материала, оставшегося после формирования системы. Обнаруженная планета молода, ей всего лишь 13 миллионов лет, и она светится на остаточном тепле, которое, по оценкам исследователей, находится на уровне полутора тысяч градусов Цельсия. Статья о загадочной экзопланете принята к печати и будет опубликована в ближайшем номере The Astrophysical Journal Letters.