Разбудить спящего? Ориентиры высшей школы России и Германии разнятся.

…Отлично помню день моего торжественного зачисления в МГУ им. М.В.Ломоносова — вчерашних абитуриентов с трибуны приветствовали такими словами: “Добро пожаловать на лучший факультет лучшего вуза лучшей страны мира!”. Эта фраза с тремя “лучшими”, призванная поднять наш боевой дух и подчеркнуть значимость момента, врезалась в память навсегда. Возможно, на какое-то время мы даже в нее поверили…
А вот председатель Ассоциации ведущих университетов России, ректор Санкт-Петербургского государственного университета Николай Кропачев уверен, что подобная традиция воспринимать свой вуз вне какой-либо критики, по умолчанию считая его ведущим, лучшим в мире университетом, стратегия, на современной образовательной арене не самая выигрышная. По его мнению, для российских вузов пришла пора стать более самокритичными: “Надо понять, что и у нас есть недостатки, осознать, что в чем-то мы хороши, в чем-то — плохи, а что-то категорически надо менять!”

Эти мысли профессор Кропачев озвучил во время недавней встречи с коллегами — руководителями российских и германских образовательных и научно-исследовательских организаций, проходившей в Высшей школе менеджмента СПбГУ. Мероприятие стало уже шестой по счету российско-германской научной беседой, инициированной совместными усилиями команды Германского дома науки и инноваций (DWIH) в Москве и Ассоциацией ведущих университетов России. Участие в нем приняли более 30 специалистов из обеих стран, среди них — представители Генерального консульства ФРГ в Санкт-Петербурге, Конференции ректоров вузов Германии (HRK), Немецкого научно-исследовательского сообщества (DFG), Германской службы академических обменов (DAAD), Объединения им. Гельмгольца, а также ректоры крупнейших российских и германских университетов. Встреча была организована для обмена опытом с целью укрепления и расширения двустороннего сотрудничества в сфере высшего образования и науки.
Беседа ректоров была разделена на несколько тематических блоков. Обсуждение открылось сопоставлением современных этапов развития вузовских систем России и Германии. Николай Кропачев подробно осветил особенности функционирования отечественных национальных, федеральных и научно-исследовательских университетов, рассказав, какие задачи они должны решать, каковы их правовые статусы и принципы финансирования. Ректор СПбГУ также сообщил о недавних изменениях законодательства в области высшего образования в РФ. Выступление Николая Кропачева вызвало большой интерес и множество вопросов, обнаживших некоторую разницу в подходах к выстраиванию современной системы высшего образования, со стороны немецких коллег.
В частности, обсуждались проблемы управления кадрами, уровни зарплат преподавателей, организация независимой экспертизы качества знаний. Немецкую сторону живо интересовало буквально все: за круглым столом поднимались темы функционирования попечительских советов в российских университетах (их права и обязанности, широта полномочий), дальнейшего развития взаимоотношений университетов с академическими структурами на фоне развернутой недавно реформы РАН, разница в подходах к финансированию фундаментальных и прикладных исследований в стенах высших учебных заведений. Один из вопросов был посвящен традиционной для некоторых отечественных вузов совместной работе с российским Министерством обороны: немецкие ректоры выразили опасения, что она может негативно влиять на развитие международного сотрудничества. Но российские специалисты поспешили заверить коллег, что исследования по оборонной тематике, ведущиеся в наших вузах, не наложат отпечатка на интернационализацию науки и образования.
Однако, пожалуй, самая жаркая дискуссия разгорелась после того, как ректор СПбГУ рассказал о результатах открытого конкурса по реализации указа Президента РФ о вхождении к 2020 году не менее пяти российских вузов в первую сотню ведущих мировых университетов (“Программа 5/100”). Немецкая сторона выразила единогласное удивление тем, что в России принято решение обратить пристальное внимание на известные международные рейтинги вузов. Представители HRK заявили, что крайне критично к ним относятся и даже планируют отказаться от участия в некоторых “из-за наличия целого ряда методических слабостей” и “англо-саксонского образовательного империализма”. В зале звучали слова о том, что “занять первые места в существующих передовых рейтингах невозможно, только если вы не представляете частный элитный американский университет”, а также о том, что европейская научная культура и вовсе может быть разрушена под натиском пресловутых рейтингов…
Именно в этот момент Николай Кропачев и был вынужден заговорить о том, что российским университетам пора заняться самокритикой. По его словам, рейтинг — лишь “способ разбудить спящие вузы”. Он пояснил, что это также отличный инструмент для развертывания конкурентной борьбы.
— Вам кажется, что мы “ударились” в борьбу за рейтинги. Нет, это борьба с самим собою, с отсутствием желания видеть недостатки в себе и изменяться. И если появится другой способ, мы с удовольствием его используем. Предложите нам иной подход, но не тот, что работает в Германии, а тот, что будет работать именно в российских коллективах. “Лекарство” должно быть индивидуальным и приемлемым — эффективное для большинства, оно у кого-то может вызвать непереносимость… Рейтинги сейчас — способ лишь заставить людей начать сравнивать себя хоть с кем-то. Поверьте, у нас хватит разума вовремя остановиться — никто из ректоров российских университетов не думает, что рейтинг — это единственное, что нужно нам в жизни, — заверил немецких коллег Николай Кропачев.
Следом с докладом, посвященным нюансам системы высшего образования в Германии и инициативе по поддержке науки и научных исследований в университетах (“Excellenzinitiative 2012-2017”), выступил президент HRK профессор Хорст Хипплер. Он сообщил, что инициатива по созданию элитных университетов, объявленная правительством Германии и федеральными землями в 2005 году, нацелена на стимуляцию научных исследований в германских вузах. Как рассказал президент HRK, “Excellenzinitiative 2012-2017” должна сделать немецкие вузы конкурентоспособными на международной арене. Еще одна ее цель — развитие сотрудничества между вузами и сторонними организациями.
— Мы гордимся тем, что не всегда учитываем результаты международных рейтингов вузов, — отметил Хорст Хипплер. — Наиболее важным нам кажется тот факт, что в результате реализации “Excellenzinitiative 2012-2017” нам удалось не только в целом повысить качество национального университетского образования, но и равномерно распределить его по территории всей Германии, а не концентрировать знания лишь в двух-трех самых лучших вузах.
В рамках второго тематического блока беседы ректоры обсудили стратегии интернационализации в секторе высшего образования и российско-германское сотрудничество в данной сфере. Здесь были затронуты вопросы аккредитации образовательных программ.
Огромный интерес участников беседы вызвал и третий блок, посвященный двустороннему сотрудничеству в области обучения и научных исследований, в частности способам взаимного признания полученного образования. С докладом на эту тему выступил начальник отдела Международного департамента Министерства образования и науки РФ Алексей Коропченко. Он отметил, что, согласно новому ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”, в настоящее время в стране кардинально изменился подход к данной проблематике:
— Впервые в нашем законодательстве появились такие новации, как признание иностранного образования и (или) иностранной квалификации, которые а) подпадают под действие международных договоров о взаимном признании; б) получены в иностранных образовательных организациях, перечень которых с указанием соответствия получаемых в них образования и (или) квалификации, полученным в РФ, устанавливается Правительством РФ.
По словам Алексея Коропченко, Россия уже подписала множество соглашений — порядка 70 — с другими государствами о взаимном признании дипломов. Однако, к сожалению, с Германией пока у нас такого соглашения нет.
Как раз для таких случаев предложен новый механизм: ежегодно Правительство РФ публикует список университетов стран, с которыми нет соглашений, полученное образование в которых признается автоматически. Критерий попадания в перечень — присутствие того или иного университета в трех всемирно известных рейтингах (Шанхайском, QS и Times). В перечень 2013 года попали 13 немецких вузов.
— Мы прекрасно понимаем, что вышеназванный критерий не в полной мере отражает реальные достижения университетов, и во многом согласны с критикой такого подхода. Других подходов пока не придумано. Если у коллег из Ассоциации ведущих университетов России и Конференции ректоров вузов Германии появятся предложения, готовы их обсуждать.
Кроме того, создан целый пул отечественных университетов, которые могут самостоятельно принимать решение о признании образования и (или) квалификации тех, кто будет учиться или работать именно в их стенах. В настоящий момент в этот пул входят 45 университетов (МГУ, СПбГУ, девять федеральных, 29 национальных исследовательских университетов, а также пять, получивших право разрабатывать самостоятельные образовательные стандарты — МГИМО, РУДН, Финансовая академия при Правительстве РФ, ­РАНХиГС при Президенте России, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет). Как подчеркнул Алексей Коропченко, для России это стало важным нововведением, которое предоставляет огромное поле для международного взаимодействия в сфере высшего образования.
— Сейчас мы получили обратный импульс со стороны наших европейских партнеров — в течение 2013 года несколько стран (Великобритания, Франция, Испания и др.) заявили о готовности вести переговоры о подготовке соглашений о совместном признании. Понимаю, что в Германии — свои образовательные традиции, но мы бы хотели начать переговорный процесс и с вашим государством, найти точки соприкосновения и запустить этот механизм, — резюмировал Алексей Коропченко.
Руководитель DWIH в Москве, глава представительства DAAD в России Грегор Бергхорн подвел краткие итоги научной беседы ректоров, выразив удовлетворенность тем, что Министерство образовании и науки РФ подтвердило свою готовность вести переговоры с немецкими коллегами и принимать студентов из Германии. “Одна из важнейших задач на сегодня — консолидация научного сообщества двух наших государств. Уверен, что обсуждение тем, звучавших в ходе данной встречи, поможет в построении единой сети ученых России и Германии”, — отметил г-н Бергхорн. Он также предложил членам Ассоциации ведущих университетов России подумать над созданием аналога Германской службы академических обменов. По мнению г-на Бергхорна, такая структура сможет значительно упростить процесс двустороннего сотрудничества в сфере высшего образования и науки.

Наша справка:
Конференция ректоров вузов Германии (HRK) — добровольное объединение государственных и признанных государством университетов и специализированных вузов. Членами данной организации являются свыше 260 вузов, в которых обучаются свыше 90% всех немецких студентов.
HRK считается “голосом вузов”, площадкой для формирования совместного “мнения вузов”.

Анна ШАТАЛОВА
Фото автора

Нет комментариев