ЕГЭ шагает в СНГ. Единый экзамен переходит границы.

“Мы должны значительно нарастить экспорт качественных образовательных услуг”, — отметил в декабрьском Послании к Федеральному Собранию Президент РФ Владимир Путин. Создание условий для обучения в российских вузах иностранных граждан и сооте­чественников за рубежом он назвал “серьезным инструментом укрепления культурного, интеллектуального влияния России в мире”. Глава государства обозначил и меры, принятие которых необходимо для решения поставленной задачи в ближайшее время: взаимное признание документов о школьном образовании всеми странами Содружества и создание там пунктов проведения ЕГЭ по российским стандартам с приемом экзаменов в то же время, что и в школах России. Достижению поставленной цели должно также способствовать, по его мнению, ускоренное создание правовой базы, необходимой для активизации развития вузами массового дистанционного обучения, “ориентированного, прежде всего, на наших сооте­чественников и граждан СНГ”.
Буквально на следующий день после выступления президента представители руководства Минобрнауки и Рособр­надзора заявили журналистам, что министерство готово приступить к разработке совместного плана достижения поставленных президентом целей. Опыт организации пунктов государственной итоговой аттестации за рубежом есть (ежегодно в дни проведения ЕГЭ их действует более 40), необходимая нормативная база для запуска новых центров в странах СНГ будет оперативно разработана.
По окончании январских каникул глава Правительства РФ Дмитрий Медведев поручил Минобрнауки, Минком­связи и МИД РФ до 19 мая 2014 года принять меры по повышению эффективности организации обу­чения в российских вузах иностранцев, в первую очередь граждан стран Содружества Независимых Государств, решив, в частности, такие вопросы, как расширение применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, а также взаимное признание в СНГ документов о получении общего образования. Кроме того, до 13 октября вышеназванным министерствам поручено создать пункты проведения ЕГЭ в структурах России, осуществляющих образовательную и культурную деятельность в странах Содружества.
В канун Нового года на площадке РИА Новости ситуацию, сложившуюся с образованием иностранцев в России на момент обнародования президентских инициатив, в формате видеомоста обсуждали представители сферы высшей школы РФ, Украины, Армении, Казахстана и Молдавии. Чиновники Минобр­науки РФ в разговоре не участвовали. Коллеги из стран СНГ (представляющие вузы, национальные министерства образования и науки и профильные международные структуры) согласились, что реализация названных в послании мер может решить ряд проблем. Как отметила директор департамента международного сотрудничества и связей с общественностью Московского государственного гуманитарного университета им. М.А.Шолохова Галина Кузнецова, сдача ЕГЭ на своей территории избавит абитуриентов из стран бывшего СССР от излишних волнений и рисков. Есть сложности с взаимным признанием результатов итоговой аттестации выпускников школ в России и Армении. По словам начальника Управления внешних связей и диаспоры Минобрнауки РА Тиграна Саакяна, это объясняется тем, что в Армении на общее образование школьников сегодня отведено 12 лет, а в России — 11.
Между тем участники видеомоста большую часть диалога посвятили вопросам, прямо не прозвучавшим в президентском обращении, но также требующим безотлагательного решения для притока учащихся из СНГ в наши университеты (сегодня их около 180 тысяч, большинство получает образование на платной основе). Так, общую озабоченность в республиках Содружества вызывает задержка с публикацией Минобрнауки РФ циркуляра о зачислении абитуриентов из этих стран в российские вузы по квотам на бюджетные места. Нередко наиболее достойные претенденты не дожидаются припозднившегося уведомления о результатах и отдают предпочтение иным учебным заведениям, включая университеты Европы. Глава Управления Министерства просвещения Республики Молдова по вопросам международных отношений и европейской интеграции Людмила Павлова обратила внимание на проблему признания в РФ дипломов молдавских бакалавров, желающих продолжать образование в магистратурах вузов РФ. В РМ их обучают три года, в России — четыре, и это несоответствие порождает претензии с российской стороны.
По мнению зарубежных коллег, наши вузы должны шире и полнее информировать о своих возможностях молодежь стран Содружества, прежде всего в сети Интернет, активнее участвовать в проводимых там международных образовательных выставках. Были упомянуты и факторы непривлекательности для молодых иностранцев обучения в России:  дороговизна жизни и картина сомнительного уровня ее безопасности, представляемая СМИ. Российские ректоры, со своей стороны, рассказали о том, что делают наши вузы для адаптации иностранных студентов, создания максимально комфортных и безопасных условий для их обучения и жизни. В частности, организуются различные внеучебные культурные мероприятия по интеграции студентов из-за рубежа в студенческие коллективы; тех, кто плохо владеет русским языком, поселяют на территории кампуса, где есть все необходимое для быта и учебы, и в первый год пребывания в России привлекают волонтеров для их сопровождения за территорией университета.
Участники разговора отметили продуктивность и востребованность таких проектов, как Сетевой университет СНГ и программы “двойных дипломов”, образовательные инициативы и программы Россотрудничества. Коллеги подтвердили намерение строить общее образовательное пространство, расширять гуманитарное взаимодействие на территории Содружества. Заместитель председателя Комиссии по науке и образованию Межпарламентской ассамблеи стран СНГ Хайк Бабуханян сообщил, что в рамках работы комиссии готовятся модельные законы по унификации национальных законодательств в области науки и образования. “Мы мало знаем друг о друге, надо чаще общаться, — отметил он также. — Чем больше правды услышат наши граждане, чем интенсивнее будет обмен информацией, тем легче будут решаться проблемы”.

Татьяна ВОЗОВИКОВА
.

Нет комментариев