Поиск - новости науки и техники

Выигрыш ко времени. У президентских грантов – новый календарь.

Не словом, а делом способствуют эффективной работе научных коллективов организаторы конкурсов на гранты Президента РФ для государственной поддержки молодых российских ученых и по государственной поддержке ведущих научных школ Российской Федерации. Благодаря переносу сроков заявочной кампании они уже в ближайшее время перечислят средства победителям.
Лауреаты конкурсов стали известны незадолго до Нового года. В предыдущем номере “Поиска” опубликованы имена молодых кандидатов и докторов наук, получивших президентские гранты. Сегодня мы представляем список научных школ, признанных ведущими в своих направлениях (с. 12­21).
Поддержка, осуществляемая от имени главы государства, в российском научном сообществе считается очень престижной. Гранты для молодых ученых вполне солидны и по размеру: в течение двух лет 400 коллективов под руководством кандидатов наук в возрасте до 35 лет получают по 600 тысяч рублей ежегодно, а 60 коллективов, возглавляемых докторами наук моложе 40 лет, миллион рублей ежегодно. А вот для ведущих научных школ главное в президентском гранте ­ его высокий статус. Вряд ли выделяемые победителям конкурса 500 тысяч рублей в год можно считать значимой финансовой подпиткой для коллектива из полутора­двух десятков человек.
Впрочем, в вопросе об усилении поддержки ведущих научных школ наметились положительные сдвиги. Об этих перспективах, а также о результатах уже завершившихся конкурсов, новшествах в механизме доведения средств до грантополучателей и правилах предоставления президентских стипендий нашим читателям рассказывает заместитель директора Департамента науки и технологий Минобрнауки России Александр ЛАДНЫЙ.

­- Александр Олегович, что изменилось в организации конкурсов на президентские гранты и стипендии?
 -­ Первая новация связана со сроками проведения конкурсов и, соответственно, доведения средств до грантополучателей. Мы провели сбор заявок на три месяца раньше, чем обычно, и начнем перечисление средств в ближайшие недели.
Очень важно и то, что Министерству образования и науки РФ удалось добиться внесения в Бюджетный кодекс изменений, позволяющих напрямую перечислять гранты в организации, где работают получатели целевой поддержки. Для этого были подготовлены и согласованы с федеральными органами исполнительной власти соответствующие изменения в нормативные документы. С 2012 года действовало требование вести расчеты с грантополучателями через профильное министерство. Соответственно, сотрудники организаций, находящихся в ведении Минобрнауки России, получали средства практически без задержки, а вот остальные по нескольку месяцев ждали оформления соглашений со своими ведомствами. Теперь мы не будем тратить время на процедуры, связанные с перечислением средств со счета на счет.
­- Члены Совета по президентским грантам довольны новым вариантом бюджетирования?
­- Конечно, они ведь давно просили ускорить доведение грантов до научных коллективов. В связи с более ранними сроками проведения конкурсов Совету по грантам Президента РФ для государственной поддержки молодых российских ученых и по государственной поддержке ведущих научных школ в этом году пришлось собраться второй раз в конце декабря (обычно его заседание проходило раз в году в феврале), чтобы утвердить решения экспертных комиссий.
­- О чем еще шла речь на декабрьском заседании совета?
­- Нынешняя встреча была последней для действующего состава совета. Он отработал уже четыре года, и по существующим правилам должна пройти его ротация. Председатель совета, президент МГТУ им. Н.Э.Баумана, академик Игорь Борисович Федоров поблагодарил членов совета и экспертов за добросовестную работу. Все эти годы они трудились в непростых условиях: оценку огромного массива проектов (а только в рамках нынешних конкурсов проведено более 16 тысяч экспертиз) приходилось выполнять в сжатые сроки. Благодаря используемой для наших конкурсов информационно­аналитической системе ученые тратят минимум времени на оформление заявок, эксперты быстро и эффективно проводят анализ проектов, а организаторы процесса имеют возможность использовать накопленную в базе информацию для совершенствования конкурсных механизмов.
­- Ваши аналитические материалы по итогам каждого очередного заявочного цикла действительно всегда подробны и интересны, они позволяют отслеживать ситуацию во времени, сравнивать состояние дел в разных ведомствах и регионах. Что показали конкурсы 2014 года?
­- Количество заявок нынешней кампании примерно соответствовало уровню прошлого года, то есть после некоторого снижения, начавшегося в 2010 году (диаграммы 1, 2), ситуация стабилизировалась. По мнению членов совета, это обу­словлено введением в последние годы новых видов поддержки исследований молодых ученых на федеральном и региональном уровнях.
На 400 грантов для молодых кандидатов наук претендовали 2572 человека. Средний конкурс составил 6,4 заявки на грант. Самый высокий уровень конкуренции традиционно был у гуманитариев ­ 10,4, от них не так уж сильно отстали такие направления, как “Информационно­телекоммуникационные системы и технологии” ­ 7,6, “Технические и инженерные науки” ­ 7,1, “Биология, сельскохозяйственные науки и технологии живых систем” ­ 6,7. Среди ведомств, сотрудники которых представили на конкурс молодых кандидатов 2014 года свои проекты, традиционно лидировали вузы и организации академий наук (диаграмма 3). Коэффициент прохождения у академических структур оказался выше, но их представители получили на 9 грантов меньше, чем вузы. Разрыв вроде бы невелик, однако он оказался самым большим за все время проведения конкурсов. Статистика распределения участников и победителей по регионам не принесла неожиданностей: Москва и Санкт­Петербург в совокупности получили лишь немного меньше, чем все остальные регионы.
В соревновании молодых докторов наук на 60 мест претендовало 273 человека. Средний конкурс составил 4,6, а самый высокий был отмечен в направлениях “Общественные и гуманитарные науки” ­ 9,8 и “Биология, сельскохозяйственные науки и технологии живых систем” ­ 6,7. Сотрудники вузов получили на 20 грантов больше, чем коллеги из РАН (диаграмма 4). Что касается распределения победителей по регионам, то в этом году обе столицы в сумме взяли 34% грантов, что является для них историческим минимумом.
­- Конкурс ведущих научных школ проводится только по четным годам, и в этот раз он состоялся. Каковы итоги?
­- Заявок поступило несколько меньше, чем в 2012 году. К сожалению, это падение стало тенденцией. Если в 2006 году в конкурсе участвовали более двух тысяч школ, то в этом году на 400 грантов поступило всего 1255 заявок. Основная причина ослабевающего интереса ученых к этому конкурсу ­ скромная сумма выплаты: сегодня это примерно 500 тысяч рублей. Для сравнения: научно­образовательные центры, решающие близкие задачи, в рамках федеральной целевой программы “Научные и научно­педагогические кадры инновационной России” на 2009­2013 годы получали до 5 миллионов рублей в год.
Общий объем финансирования, выделяемого ведущим научным школам, не меняется на протяжении 17 лет и составляет 200 миллионов рублей в год.
Между тем президентские гранты для ведущих школ, по сути, являются единственной формой государственной поддержки этого уникального неформального института подготовки научных кадров высшей квалификации. Другие подобные программы к научным школам напрямую не относятся. ВНШ в основном занимаются фундаментальными исследованиями, а мероприятия Федеральной целевой программы “Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно­технического комплекса России на 2014­2020 годы” теперь будут носить исключительно прикладной характер. Не соответствуют данному запросу и гранты РФФИ и РГНФ: во­первых, они персонифицированы, во­вторых, предоставляемые этими фондами субсидии не могут удовлетворить потребности научных школ.
­- Вопрос о низком уровне поддержки ведущих научных коллективов президентскими грантами ставится давно, но до сих пор никаких сдвигов не происходило. Появилась ли надежда, что ситуация изменится?
­- Мы считаем, что необходимо, в первую очередь, повысить статус выделяемой ведущим научным школам поддержки. До настоящего времени механизм ее распределения был прописан в постановлении правительства. Теперь идет речь о присвоении этим выплатам статуса грантов президента (как в конкурсах для молодых докторов и кандидатов наук). Размер же обеспечения 400 двухлетних грантов для ведущих научных школ Минобрнауки предлагает довести до 2 миллионов рублей в год. Принципиальное согласие на реализацию этих мер получено, но окончательное решение вопроса пока откладывается. Во­первых, необходимо подготовить проекты соответствующих нормативных документов. Во­вторых, есть надежда, что при реализации новых ФЦП возникнут инструменты, которые подойдут для поддержки научных школ.
­- Например, программа “1000 лабораторий”?
­- Да, в эту программу дополнительного финансирования тысячи лабораторий, выступающих точками роста академической, вузовской и отраслевой науки, могли бы быть включены мероприятия по поддержке научных школ. Но обсуждать данный вопрос новому составу совета придется уже не с Минобрнауки, а с Российским научным фондом (РНФ). По Закону о федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015­2016 годов финансовое обеспечение ФЦП “Научные и научно­педагогические кадры инновационной России” на 2014­2020 годы направлено на формирование имущественного взноса Российской Федерации в РНФ. За счет гибкой системы инструментов фонд может обеспечить высокое качество реализации программных мероприятий, поддержать большее число индивидуальных научно­исследовательских проектов.
Кстати, на заседании совета академик Иван Новаков предложил передать РНФ проведение конкурсов на гранты президента ведущим научным школам. Председатель совета академик И.Федоров пояснил, что фонд не может взять на себя ответственность за сопровождение президентских грантов, поскольку это обязательства правительства. По­видимому, имеет смысл рассмотреть возможность поддержки ведущих научных школ за счет проведения совместных конкурсов Мин­обрнауки России и РНФ.
­- А какова ситуация со стипендиями президента молодым ученым и аспирантам, работающим по приоритетным направлениям модернизации экономики?
­- Президентские стипендии для вступающих в науку молодых людей были учреждены в 2012 году. Тысяча победителей этого конкурса получает на свои исследования по 20 тысяч рублей в месяц в течение трех лет. Президентские стипендиаты 2013­2015 и 2014­2016 годов уже отобраны. Следующий конкурс на очередной трехлетний период будет объявлен в конце нынешнего года, и проводиться он, кстати, будет уже по несколько измененным правилам. Мы учли недостатки, выявившиеся в первых циклах отбора, и добились внесения изменений в постановление правительства, регламентирующее порядок проведения конкурса. Теперь в нем могут участвовать молодые ученые, работающие на ставках не только научных сотрудников, но и педагогических работников. Таким образом, исключена дискриминация по наименованию должностей.
Зато не смогут претендовать на стипендию имеющие президентский грант молодые кандидаты и доктора наук. Раньше это допускалось в том случае, если они заявляли другую тему исследований. Участие в конкурсе закрыто также для студентов и аспирантов, получающих другие стипендии президента или правительства.
Еще одно нововведение ­ в случае прекращения или приостановления выплаты стипендии ряду победителей конкурса мы теперь имеем возможность перераспределять высвобождающиеся средства участникам, получившим высокие оценки экспертов, но не вошедшим в основной список. На основании предложений совета их места займут молодые ученые, стоящие первыми в рейтинговом списке участников конкурса.
­- Что показала первая отчетная кампания президентских стипендиатов?
­- Практически все выполнили заявленные программы. Выяснилось, что в течение истекшего года 130 стипендиатов после окончания аспирантуры были приняты на постоянные ставки в научные организации. Это хороший результат: ведь главная задача конкурса состоит как раз в том, чтобы закрепить талантливую молодежь в науке.

Подготовила
Надежда ВОЛЧКОВА
Фото Николая СТЕПАНЕНКОВА

Нет комментариев