Внимание к потребностям. Чего не хватает наноиндустрии?

Анализ состояния и выработка согласованных предложений по дальнейшему развитию образовательного сегмента Национальной нанотехнологической сети (ННС), а также повышение эффективности ее кадрового потенциала при решении профессионально-ориентированных задач для наноиндустрии
стали главной темой совещания, собравшего в НИЯУ МИФИ представителей образовательных и научных организаций — участниц ННС, Минобрнауки России, Фонда инфраструктурных и образовательных программ РОСНАНО, ОАО “Российская электроника”, ЗАО “Концерн “Наноиндустрия” и др.

Взаимодействие головных организаций наукоемких отраслей по тематическим направлениям деятельности ННС и научно-образовательных центров вузов в области подготовки кадров не первый раз оказывается в фокусе внимания научно-образовательного сообщества. Совещания, аналогичные данному, проводятся ежегодно, и на них традиционно анализируется состояние ННС, вырабатываются согласованные предложения по дальнейшему развитию ее образовательного сегмента и повышению эффективности его использования. Среди ключевых вопросов, предложенных для обсуждения участникам совещания в НИЯУ МИФИ, оказались координация образовательной деятельности ННС, подготовка кадров по направлениям деятельности головных организаций ННС и предприятий наноиндустрии, опыт взаимодействия организаций ННС с вузами в научно-технической сфере и в области подготовки кадров, разработка профессиональных стандартов и формирование сети центров сертификации профессиональных квалификаций по приоритетным направлениям развития наноиндустрии, использование образовательного потенциала НОЦ ННС, базовых кафедр и центров подготовки для задач кадрового обеспечения предприятий наноиндустрии, новые подходы в обеспечении качества подготовки кадров ННС, а также актуализация ресурсов и сервисов сетевой межуниверситетской системы профессионально-ориентированной подготовки и переподготовки кадров по тематическим направлениям деятельности ННС.
Выбор НИЯУ МИФИ местом проведения совещания был обусловлен тем, что этот университет является одним из двух российских вузов — координаторов образовательной деятельности ННС (другой вуз-координатор — СПбГЭТУ “ЛЭТИ”). Кроме того, МИФИ выполняет функцию головной организации по тематическому направлению деятельности ННС “Функциональные наноматериалы для энергетики”.Вектор деятельности ННС направлен на развитие и реализацию потенциала отечественной науки,промышленности и образования в области нанотехнологий и наноматериалов. Основные задачи сети — повышение конкурентоспособности российской экономики, перевод ее на инновационный путь развития, создание условий для масштабного наращивания объема производства продукции наноиндустрии и выхода российских организаций на мировой рынок высоких технологий. Подготовка кадров для наноиндустрии занимает в развитии ННС важное место.Сегодня в составе ННС — 40 НОЦ,созданных на базе 37 российских вузов, и 79 центров коллективного пользования (ЦКП) по нанотехнологическим направлениям. На основе созданных компонентов инфраструктуры наноиндустрии эффективно работает система подготовки кадров, переподготовки и повышения квалификации. Координаторами образовательной активности ННС проводится большая работа по объединению учебно-методических ресурсов, созданных вузами — участниками ННС, и развитию современной системы подготовки кадров.
Открывая совещание, начальник отдела Департамента развития приоритетных направлений науки и технологий Минобрнауки Алексей Семин рассказал о планах министерства по развитию ННС. В частности, предполагается внесение изменений в постановление Правительства РФ по ННС, касающихся включения в органы координации сети вузов — координаторов образовательной деятельности — НИЯУ МИФИ и СПбГЭТУ “ЛЭТИ”. В планах и закрепление за министерством полномочий по корректировке и утверждению тематических направлений деятельности ННС. Саму же корректировку тематических направлений по наноиндустрии, которые были утверждены еще в рамках ФЦП “Развитие инфраструктуры в РФ на 2008-2011 годы” и сегодня уже не соответствуют проводимым исследованиям, планируется осуществлять раз в четыре года.
В конце года представители министерства посетили ряд головных организаций ННС по тематическим направлениям. В ходе такой инспекции наряду с активной работой, в частности созданием базовых кафедр по подготовке сотрудников, было отмечено и то, что некоторые функции, предписанные нормативно-правовыми актами к исполнению головным организациям ННС, реализуются не на должном уровне. Среди главных причин этого: отсутствие денежных средств и административных ресурсов. Министерство намерено провести мониторинг деятельности головных организаций ННС в рамках новой ФЦП “Исследования и разработки…”. Что касается административного ресурса, то Минобрнауки готово по мере сил помогать решать и этот вопрос.
В своем докладе “О координации образовательной деятельности ННС: взаимодействие с головными организациями отраслей по тематическим направлениям деятельности ННС по задачам воспроизводства и сохранения научных и научно-педагогических кадров” и.о. проректора по инновационному развитию НИЯУ МИФИ Николай Каргин обозначил задачи, стоящие перед координаторами образовательной деятельности ННС, и проблемы, которые мешают их успешному решению. Среди основных задач в рамках образовательной деятельности ННС были названы: координация разработки образовательных программ и подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров на основе анализа потребности специалистов для наноиндустрии и во взаимодействии с отраслевыми координаторами ННС; создание механизмов взаимодействия образовательных учреждений высшего профессионального образования и НОЦ с академическим и отраслевым секторами науки, включая привлечение ученых и специалистов к преподавательской деятельности в сфере нанотехнологий; мониторинг образовательной и научно-образовательной деятельности участников ННС и предоставление информации о его результатах. “Для плодотворного функционирования ННС, преодоления возникающих проблем необходимо создание Центра мониторинга потребности наноиндустрии в кадрах”, — отметил Н.Каргин.
Кроме того, важно систематизировать данные об образовательных ресурсах, располагающихся в центрах подготовки головных организаций ННС, и сформировать их отраслевой реестр, организовав к нему доступ на портале инновационной образовательной площадки. Кстати, заявка на получение статуса Федеральной инновационной образовательной площадки “Сетевая система профессионально-ориентированной подготовки кадров для наноиндустрии на основе взаимодействия ведущих университетов и головных организаций по тематическим направлениям деятельности ННС” была подана от НИЯУ МИФИ еще в сентябре 2013 года.Проект создания инновационной площадки в образовании (http://nanoobr.ru) направлен на решение таких задач, как информационно-аналитическая поддержка межвузовской кооперации для подготовки кадров, создание и обмен образовательными ресурсами, развитие академической мобильности. Компонентами такой площадки (подробнее о которых рассказал ведущий инженер НИЯУ МИФИ Андрей Малахов) являются: ее портал, содержащий комплекс функциональных сервисов, обеспечивающих сетевое межуниверситетское взаимодействие;маршрутная система подготовки и переподготовки кадров для наноиндустрии на основе взаимодействия ведущих университетов и головных организаций по направлениям деятельности наноиндустрии; сетевая магистратура по актуальным направлениям науки, техники и нанотехнологий; система поддержки взаимодействия координаторов образовательной деятельности ННС (НИЯУ МИФИ и СПбГЭТУ “ЛЭТИ”) с головными организациями по направлениям деятельности ННС. Николай Каргин выразил надежду, что предложения, сформулированные по итогам совещания, помогут решить насущную проблему по привлечению креативных студентов не только на предприятия отечественной наноиндустрии, но и в другие отрасли современной России.
Доклад “Нанотехнологическая сеть России и возможности развития новых технологий с использованием потенциала отечественных приборо- и машиностроительных производств” участникам совещания представил глава Нанотехнологического общества России, генеральный директор ЗАО “Нанотехнология — МДТ” Виктор Быков. Он подробно рассказал о деятельности созданного в 2013 году Межотраслевого объединения наноиндустрии, которое помогает консолидировать интересы предприятий наноиндустрии как в органах госвласти, российских и иностранных организациях, так и среди крупнейших потребителей.“Обеспечение реализации коллективных проектов поддержки в интересах субъектов наноиндустрии — одна из главных целей деятельности объединения”, — подчеркнул Виктор Быков. Среди проблем, существующих сегодня в развитии отечественной наноиндустрии, он, в частности, отметил слабую защищенность российского рынка от экспорта продукции внешних конкурентов, которая производится или практически готова для выхода на внутренний рынок, отсутствие экономической поддержки экспортеров, высокую процентную ставку кредитования в банках. Кроме того, серьезные таможенные барьеры для ввоза комплектующих, не производящихся в России, ведут к повышению себестоимости продукции и затрудняют возможную кооперацию отечественных компаний в мировую систему производства товаров. Негативно сказываются на ситуации и таможенные ограничения для экспорта и сервиса продукции, высокая цена рабочей силы при падении ее качества, а также слабая предсказуемость инвестиционной политики министерств, диктуемой политикой Министерства финансов.
О своем опыте системного подхода к развитию подготовки кадров в оборонно-промышленном комплексе рассказал заместитель генерального директора “Росэлектроники” Арсений Брыкин. Ключевыми моментами в кадровой работе на данном предприятии стали “перспективные направления развития сотрудничества предприятий холдинга с вузами и региональными властями в сочетании с повышением престижности профессии инженера как со стороны высших учебных заведений, так и со стороны промышленных предприятий”. По мнению представителя “Росэлектроники”, для развития дальнейшего эффективного сотрудничества с вузами необходима координация взаимодействия через интегрированные структуры в промышленности. Управляющие компании холдингов должны аккумулировать потребности в кадрах, и уже на базе таких сформулированных ими программ должно происходить формирование или корректировка учебных планов и программ обучения на различных кафедрах. “Именно тогда появится профориентация “не вообще” по специальности, а под конкретные инновационные проекты, которые будут реализованы на наших площадках в виде оборудования и технологических линеек”, — уверен Арсений Брыкин. Совместная деятельность в области НИОКР невозможна без синхронизации взаимодействия предприятий и вуза, подчеркнул он.
Предложения РОСНАНО по развитию кадрового потенциала наноиндустрии представил и руководитель отдела по работе с образовательными программами Департамента образовательных программ РОСНАНО Станислав Нисимов. В частности, он рассказал об опыте Фонда инфраструктурных и образовательных программ РОСНАНО по созданию учебных программ для подготовки специалистов для наноиндустрии.
Выступающие на совещании представители головных организаций ННС обозначили перспективы и выделили приоритеты развития сети, затронули вопросы как ее состояния в целом, так и отдельных ее членов. В выступлениях участников совещания нашли отражение вопросы подготовки и переподготовки кадров по направлениям деятельности головных организаций ННС и предприятий наноиндустрии,опыт взаимодействия с вузами в научно-технической сфере и использования образовательного потенциала базовых кафедр и центров подготовки кадров.

Нина ШАТАЛОВА
Фото автора

Нет комментариев