Попасть в формат. Эксперты пытаются состыковать технологические платформы с существующей системой поддержки науки и технологий.

Недавно Минэкономразвития представило перечень технологических платформ, который рабочая группа по развитию частно-государственного партнерства в инновационной сфере внесла в Правительственную комиссию по высоким технологиям и инновациям. Список вывешен на сайте министерства и состоит из двух частей. В первой группе — проекты, которые, по мнению экспертов, уже сейчас готовы к реализации, они рекомендованы правительству для рассмотрения целесообразности их поддержки, а во вторую попали программы, также получившие высокую оценку, но при этом предложены варианты их интеграции или разделения.
Как должны функционировать эти технологические платформы, насколько они будут взаимосвязаны с действующими инструментами стимулирования инноваций, какое место займут в уже существующей системе? Эти вопросы стали предметом обсуждения на семинаре, состоявшемся в Национальном исследовательском университете “Высшая школа экономики” (НИУ ВШЭ) и организованном руководителем экспертной группы “Переход от стимулирования инноваций к росту на их основе” по обновлению “Стратегии 2020” первым проректором НИУ ВШЭ Леонидом Гохбергом.
“Технологические платформы — это первый системный инструмент поддержки сетевой кооперации”, — заявил Л.Гохберг. Они должны объединить усилия государства, бизнеса и науки в определении инновационных вызовов, в разработке программы стратегических исследований и определении путей ее реализации.
В ближайшее время предстоит скоординировать работу платформ с федеральными целевыми программами, программами Российской академии наук. В конце мая начнется пересмотр программ развития федеральных университетов, национальных исследовательских университетов с включением в них обязательств по реализации образовательной и научной деятельности, позволяющей решать задачи технологических платформ.
Обсуждается также вопрос “масштабирования опыта” Курчатовского института и создания сети национальных исследовательских центров, программы которых будут увязаны с технологическими платформами. Ожидается, что на стадии коммерциализации технологий к функционированию платформ подключатся такие институты развития, как
РОСНАНО, Российская венчурная компания, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Особую роль будут играть программы инновационного развития компаний с государственным участием, которые должны проходить экспертизу в рабочей группе по развитию частно-государственного партнерства в инновационной сфере Минэкономразвития. При анализе этих программ будет учитываться, в какой мере компании берут на себя обязательства по участию в технологических платформах.
Очень подробно обсуждался вопрос состыковки технологических платформ и действующих федеральных целевых программ. По мнению директора Департамента целевых программ и проектов Минобрнауки Геннадия Шепелева, на этом пути могут возникнуть проблемы. ФЦП имеют свои цели, задачи и ресурсы, уже распределенные по тематическим направлениям, которые могут отличаться от направлений технологических платформ. “У них разные “логики” формирования, разные органы управления и критерии отбора проектов, — отметил Г.Шепелев. — Так, в рамках ФЦП “Исследования и разработки” финансируются работы по приоритетным направлениям развития науки и техники, утвержденным Президентом РФ. Это значит, что технологические платформы, которые работают вне этих приоритетных направлений, даже теоретически не попадают в формат программы”.
Конфликт может возникнуть и при оценке проектов различными экспертными группами. С одной стороны, каждая технологическая платформа объединяет ведущих экспертов в определенной области, с другой — коллектив экспертов есть и в рабочей группе ФЦП. Какая точка зрения будет считаться правильной при несовпадении их взглядов? Процедуры, которая разрешит возможные разногласия, пока нет.
Нужно ли увязывать ФЦП и технологические платформы, придумывать особый порядок их взаимодействия, или можно остановиться на тривиальном варианте, когда предложения платформ будут поступать на конкурсы на общих основаниях и оцениваться наравне с другими? Если все же будет введен специальный механизм встраивания техплатформ в ФЦП, то будут ли оцениваться отдельные проекты платформ, или конкурировать между собой должны стратегические программы исследований? Нужно ли устанавливать отдельные квоты на поддержку технологических платформ? Все эти вопросы пока что остаются открытыми. “Простые решения найти трудно”, — сказал завотделом частно-государственного партнерства в инновационной сфере Института стратегических исследований НИУ ВШЭ Павел Рудник. Он предложил поэтапно усложнять механизм поддержки платформ.
Заместитель директора Департамента стратегического управления (программ) и бюджетирования Минэкономразвития Артем Шадрин сообщил, что в ближайшее время ФЦП, которые ежегодно корректируются, будут перенастроены с учетом приоритетов, выработанных в рамках технологических платформ. В Минэкономразвития придают большое значение результативности начатого проекта. По словам А.Шадрина, план действий по поддержке технологических платформ предполагает включение их представителей в совещательные органы при федеральных органах власти, отвечающих за определение тем, финансируемых из федерального бюджета, их вовлечение в консультативные советы таких институтов развития, как Российская венчурная компания и РОСНАНО.
Планируется также учитывать запросы технологических платформ в плане госзакупок инновационной продукции. Кроме того, обсуждается механизм включения представителей федеральной власти в управление технологическими платформами. “Мы создадим механизмы прямой коммуникации между органами управления технологическими платформами и различными министерствами, — отметил А.Шадрин. — Каждую платформу будем рассматривать на заседаниях рабочей группы по развитию частно-государственного партнерства в инновационной сфере, в индивидуальном порядке вникать в комплекс необходимых мер поддержки”. Как сообщил А.Шадрин, в течение года рабочая группа Минэкономразвития рассмотрит все технологические платформы, внесенные в перечень.

Елена МОРГУНОВА

Нет комментариев