Что делать нам с УДОДом? Дополнительный интерес к науке детям не помешает.

…Каждый раз, как только я слышу словосочетания “популяризация науки” и “дополнительное образование”, перед глазами проплывают примерно одни и те же красочные картины. Вот мой сосед, тогда еще школьник, много лет занимающийся в секции ракетомоделирования Московского городского дворца детского (юношеского) творчества (МГДД(Ю)Т), демонстрирует свои фотографии с Байконура. Он взахлеб рассказывает, как их, мальчишек, преподаватели МГДД(Ю)Т во­зили на экскурсии и соревнования на крупнейший в мире космодром, а иногда даже разрешали наблюдать за пусками. Вот нобелевские лауреаты Альберт Ферт и Дан Шехтман с упоением дают интервью российской прессе, но не о сути их передовых исследований, а о том, как ездят в начальные школы и детские сады, где сообщают деткам, как устроена Вселенная… А вот Специализированный учебно-научный центр Новосибирского госуниверситета (СУНЦ НГУ), где я общаюсь с фактурным и фантастически преданным своему делу директором Николаем Яворским. Мы беседуем о радостях и горестях его заведения, образованного в 1988 году на основе одной из четырех знаменитых на весь мир физико-математических школ-интернатов (ФМШ), созданных при участии академиков А.Колмогорова и М.Лаврентьева.
Другой пример из недалекого прошлого: основатель свободной энциклопедии “Википедия” Джимми Уэйлс нашел время в своем плотном графике и буквально на час заскочил в Московский государственный технический университет радиотехники, электроники и автоматики (МИРЭА), чтобы пообщаться со студентами, преподавателями и школьниками. Аудитория ломится от количества народа, видно, что легендарного ИТ-гуру тут с нетерпением ждали. Немудрено, ведь на базе МИРЭА уже не первый год работает Московский межвузовский, специализированный по школьно-студенческому творчеству и его информатизации в системе непрерывного образования, учебно-методический центр новых информационных технологий “Новые технологии обучения”, где “Википедию” успешно используют как эффективный инструмент образовательного процесса, превращающий простых школьников в высококлассных ИТ-специалистов. …А вот заместитель директора Научно-исследовательского вычислительного центра МГУ член-корреспондент РАН Владимир Воеводин проводит экскурсии для школьников по залам, где загадочно гудят составные части суперкомпьютерного кластера “Ломоносов”, он объясняет детям, что и как на супервычислителе можно рассчитать или смоделировать…
Одним словом, “популяризация науки” и “дополнительное образование” — это не только красивые, яркие картинки с Фестивалей науки, позитивные эмоции, горящие глаза молодых исследователей. Это всегда конкретные люди, которые тратят свое время, силы, нервы и — нередко — даже собственные средства на работу с молодежью. Они выкладываются полностью, отдают процессу всю душу, несмотря на то что на основных местах работы их нередко считают этакими “блаженными”. Так как же сделать, чтобы наука стала популярной среди молодежи, число талантливых детей, тянущихся к знаниям, росло, а “подвижникам от науки” было бы легче преодолевать препятствия в начинаниях?

Дабы обсудить эти и другие проблемы конкретных людей, вовлеченных в процесс популяризации знаний в нашей стране, накануне Дня российской науки министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов побеседовал с сотрудниками образовательных организаций, прививающих детям любовь к научной деятельности и научно-техническому творчеству. В мероприятии приняли участие 28 представителей педагогического сообщества из самых разных уголков России — от Санкт-Петербурга до Нового Уренгоя. В рамках встречи обсуждались механизмы привлечения РАН и целого ряда высших учебных заведений к работе с одаренными детьми. Были озвучены программы продвижения науки и популяризации научных исследований среди молодежи, включая сетевое взаимодействие с организациями высшего образования, адресное сопровождение и поддержку одаренных детей, развитие современной техносферы. Предметом обсуждения также было и использование ресурсов государственно-частного партнерства в процессе привлечения детей к науке. По словам участников беседы, на их памяти это было первое столь масштабное совещание по данной тематике, инициированное Минобрнауки РФ.
Как отметил в начале встречи Дмитрий Ливанов, России уже есть чем гордиться в вышеозначенных областях: на нашем счету и известные на весь мир интернаты ФМШ, и отличные результаты, которые российские школьники постоянно демонстрируют на международных олимпиадах, особенно по программированию, информатике, точным наукам. По мнению министра, сеть СУНЦев должна развиваться, дабы каждый талантливый ребенок мог иметь выбор: ехать в какой-то крупный город, где эти школы уже функционируют, или не разлучаться с родителями и получить возможность поступить в престижный вуз, отучившись в школе для одаренных детей на своей малой родине. “Наша задача — сделать так, чтобы таланты каждого ребенка в максимальной степени раскрылись”, — отметил Дмитрий Ливанов.
Доцент кафедры ботаники Санкт-Петербургского госуниверситета (СПбГУ), руководитель Общества юных биологов Академической гимназии СПбГУ Александр Жук выступил на встрече с сообщением об опыте привлечения структур РАН и других образовательных организаций высшего образования к работе с одаренными детьми: “Надо показать, что наука — это образ жизни. Дети должны понимать, что делают ученые, но осознать это можно, только лично общаясь с исследователями, академиками РАН”. Отчасти, по мнению Александра Жука, решить эту задачу поможет восстановление системы “малых факультетов” для абитуриентов при ведущих отечественных вузах. Главное, чтобы они были доступны всем школьникам. Дети должны видеть, что за новое оборудование установлено в лабораториях наших вузов и НИИ, иметь возможность с ним познакомиться.
Правда, как отметил докладчик, такая работа, направленная на будущее ребят, конечно, затратная. Как минимум, тут нужны реактивы, приборы. Если бы была возможность в пределах грантов на НИР оплачивать и необходимое для занятий со школьниками, то это было бы замечательно, уверен Александр Жук. Ведь именно так можно помочь ребятам осознать, чем же им хочется заниматься в жизни дальше: “Школьники должны понимать, что ученый — очень успешная профессия, с большими перспективами, причем именно в этой стране, а не только там, за границей, где, как нам показывают по ТВ, исследователям постоянно вручают разные премии…”.
Руководитель Общества юных биологов Академической гимназии СПбГУ затронул и вопросы аттестации научно-педагогических кадров, занимающихся довузовской работой с детьми: “Страна у нас хорошая, подвижников много, но хотелось бы, чтобы им выделялись средства на работу с детьми. Чтобы СУНЦы — физматинтернаты — функционировали при всех федеральных университетах. Следует законодательно поддержать эти центры, повысить их статус. Очень важны выпускники СУНЦов, которые нередко возвращаются в родные стены для передачи знаний младшим поколениям”.
Директор московского лицея №1523 Андрей Пастухов рассказал о собственном 25-летнем опыте привлечения детей к занятию наукой посредством взаимодействия с НИЯУ МИФИ. Он отметил, что творческая активность его юных подопечных получила признание как внутри России, так и за ее пределами. Лицеисты выпустили уже 95 печатных научных трудов под руководством старших коллег из МИФИ, здесь же реализуются 43 совместных проекта с учениками других школ.
Педагог череповецкого Дворца детского и юношеского творчества им. А.А.Алексеевой Людмила Видягина завела речь об адресном сопровождении и поддержке одаренных детей, занимающихся научной деятельностью. По мнению специалиста, ребенка важно не просто развивать и наполнять знаниями, но и создать для него комфортные психологические условия, провести социальную адаптацию. По словам Видягиной, она с коллегами старается максимально ориентироваться на интересы подростка. Для тех, у кого есть склонность к исследовательской работе, но кто еще не до конца понял, к какой именно области знания лежит душа, в Череповце предлагают школы практической экологии, полевые экологические практики и экспедиции. Там работают над развитием общих исследовательских навыков, умением грамотно собирать и анализировать полученную информацию.
Заведующий лабораторией Института биологических проблем криолитозоны СО РАН (Якутск), исполнительный секретарь совета программы “Шаг в будущее” Михаил Черосов заявил, что потенциал РАН для популяризации науки в нашей стране велик и его обязательно надо использовать для решения существующих задач. Он также отметил, что на работу с талантливой молодежью требуется немало средств, но здесь нужна и законодательная поддержка:
— Системе дополнительного образования сегодня очень тяжело. Мы надеемся, что Минобрнауки России все-таки уравняет по статусу учреждения дополнительного образования детей (УДОД) с другими образовательными учреждениями. Кроме того, надо решить, как регистрировать достижения школьников в дополнительном образовании, чтобы это выглядело единообразно и официально. Выпускники УДОДов должны получать свидетельства государственного образца, тогда школьники будут понимать, что УДОДы — места серьезные, которым можно доверять.
По мнению педагога дополнительного образования Кирилла Хвостункова, который рассказал об использовании ресурсов государственно-частного партнерства в процессе привлечения детей к занятию наукой на основе опыта МБОУ ДОД Центра дополнительного образования детей “Импульс” (Черноголовка), государству необходимо поднять зарплату педагогов допобразования и заняться их профессиональным развитием. Также крайне важно законодательно ввести статью финансирования и отчетности в вузах и институтах для поддержки допобразования. Коллегам не стоит третировать “подвижников” из вузов, которые тратят свое время еще и на работу в школах с детьми. Также должна появиться возможность более гибкой аттестации преподавателей, занимающихся развитием дополнительного образования. По мнению Кирилла Хвостункова, им стоит присваивать более высокие категории: “У нас есть множество позитивных примеров, как за счет занятий в УДОДах дети меняются, уходят с улиц. Но расходные материалы, даже для кружков в домах творчества, стоят денег. Об этом не следует забывать. Кстати, предлагаю ввести единый, базовый набор кружков для каждого учреждения дополнительного образования…”.
Кирилл Хвостунков напомнил коллегам и об опыте популяризации знаний с помощью таких организаций, как Малая академия наук в Черноголовке. Она обеспечивает широкий охват ученых, которые персонализированно работают с учащимися, и может стать тем самым инструментом, который устранит разрыв между школьным образованием и вузом. В конце своего выступления Хвостунков отметил, что процент ученых-соотечественников, вернувшихся в Россию из-за рубежа, проработавших там какое-то время, очень высок именно среди тех, кто, еще будучи школьником, получал знания в системе дополнительного образования…
Подводя итоги встречи, Дмитрий Ливанов отметил, что в ходе общения было обозначено немало важных тем, которые министерство постарается учесть при определении дальнейшей судьбы дополнительного образования и выработке стратегии популяризации науки. В частности, по словам министра, крайне важно мотивировать вузы на работу со школьниками, уделить внимание аттестации преподавателей вузов, занятых в сфере допобразования, расширить сеть СУНЦев, более активно вовлекать академические структуры в работу с детьми, учитывать финансовые и правовые аспекты. По словам Ливанова, министерство крайне заинтересовано в дальнейшем развитии системы дополнительного образования в РФ.

И пускай, возможно, не все дети, прошедшие школу УДОДов, потом непременно станут учеными, но, как подчеркнул министр, они точно станут людьми достойными и образованными… Вот, например, как мой сосед: конструктором ракет он так и не стал, несмотря на всю любовь к Байконуру. Но геологический факультет МГУ окончил и с успехом трудится сегодня в “Газпроме”.

Анна ШАТАЛОВА
Фото автора

Нет комментариев