Поиск - новости науки и техники

Равнение на результат. Перемены в ФЦП улучшат нашу жизнь?

В соответствии с Перечнем поручений Президента РФ, сформулированных по итогам прошедшего в конце 2013 года заседания Совета при главе государства по науке и образованию, решением Минобрнауки России было отменено проведение конкурсов 1-6 очереди мероприятия 1.2 ФЦП “Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы”. Напомним, в рамках этих работ должны были выполняться исследования в таких областях, как энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика, информационно-телекоммуникационные, транспортные и космические системы, индустрия наносистем, науки о жизни и рациональное природопользование.
Отныне бюджет федеральных целевых программ перестал быть источником финансирования поисковых исследований. Теперь преимущественно гранты отечественных фондов – РФФИ, РГНФ и учрежденного в 2013 году Российского научного фонда – должны помочь ученым создавать научно-технический задел страны.
Как в связи с этими изменениями будет идти дальнейшая реализация ФЦП “Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы”? Неужели время и силы, отданные написанию заявок по объявленным в декабре прошлого года конкурсам мероприятия 1.2 ФЦП, потрачены впустую? Когда будут объявлены новые конкурсы ФЦП и на что теперь следует обратить особое внимание претендентам на получение финансирования в рамках этой программы? Как повлияло “переформатирование” ФЦП на работу главного органа ее оперативного управления – Федерального государственного бюджетного научного учреждения “Дирекция научно-технических программ” Минобрнауки России? Ответить на эти и другие вопросы “Поиск” попросил главу “Дирекции НТП” Андрея ПЕТРОВА.

– Произошедшие изменения в области регламентирования финансирования фундаментальных и поисковых исследований – это данность, – отмечает Андрей Петров. – В связи с необходимостью выполнения требований, изложенных в Перечне поручений Президента РФ, часть пунктов ФЦП претерпит ряд изменений и уточнений. Именно потому и было принято решение об отмене ранее объявленных конкурсов. Но в ближайшее время будут объявлены новые. Если говорить о сроках: уже на вторую половину февраля запланировано проведение Научно-координационного совета, где должны быть утверждены новые конкурсы и изменения программы, сразу же после этого мы планируем объявить и новые конкурсы. Соответственно, заявки будут вскрыты в конце марта, а к концу апреля – середине мая определены победители. Рассчитываем, что подавляющее большинство тех, кто уже потратил время и силы на прошлую подачу, при некоторой модификации своих заявочных материалов смогут вписаться в новую структуру программы. В частности, необходимо более четко сформулировать форматы проекта и результата. Если же прошлая заявка полностью соответствует новым требованиям, заявителю следует лишь вновь зарегистрировать ее в нашей системе на сайте konkurs.fcpir.ru.
– Какие требования теперь станут основными для написания успешной заявки?
– Вот ряд первостепенных требований к заявляемому проекту: первое – наличие конкретного потребителя результата в сочетании с привлечением средств индустриального партнера для софинансирования работ; второе – четко сформулированный результат и требования к его качественным и количественным характеристикам; третье – разрабатываемая отчетная научно-техническая документация должна включать эскизную (рабочую), техническую (конструкторскую, программную, технологическую) документацию в соответствии с установленными требованиями. Проекты, отвечающие данным условиям, ФЦП имеет право поддерживать. Отсутствие в поданных на конкурс документах материалов, обеспечивающих эти требования, снизит вероятность получения финансовой поддержки.
Замечу, федеральные целевые программы создаются государством для решения конкретных проблем, таких, например, как строительство дорог на Дальнем Востоке. Финансирование научного процесса не является конкретной задачей ФЦП, но в силу обстоятельств данный инструмент вынужденно использовался для проведения поисковых исследований. Теперь же в ФЦП останутся только исследования, ориентированные на четкий результат.
– Будет ли изменена процедура проведения экспертизы заявок ФЦП?
– При организации экспертизы проектов в рамках ФЦП действует следующий механизм: дирекцией формируется список экспертов, который, согласно новым правилам, проходит дополнительное согласование с Советом по науке при Минобрнауки России, после чего утверждается министерством. Таким образом, мы получаем для работы перечень персоналий, которые являются специалистами в тех или иных сферах, их мы можем привлекать для экспертизы проектов. Объявив конкурс и получив заявки, в зависимости от тематики из имеющегося перечня выбираем тех, кто не участвует в конкурсе, имеет нужную квалификацию и готов сейчас выполнить эту работу. Далее, на основе проведенной экспертизы конкурсная комиссия Минобрнауки принимает окончательное решение по заявке.
– Сейчас Российский научный фонд формирует экспертную базу для проведения своих конкурсов. Не обескровит ли этот процесс состав пула экспертов дирекции?
– Не вижу в данном случае каких-либо сложностей. Вообще-то проблема экспертов всегда пропорционально (если не квадратично!) зависима от проблем научной среды: если среда “бледнеет”, то “бледнеет” и пул экспертов… “Дирекция НТП” обеспечивает организацию экспертизы и привлекает экспертов из научного сообщества на всех этапах реализации проектов. Хочу отметить, что недостатка в профессионалах, способных провести оценку проектов ФЦП, у нас никогда не было, почти две с половиной тысячи человек входят в состав нашей экспертной базы. Часть из них одновременно трудится на тех же позициях и в РФФИ. И это в определенной мере помогает вести оценку проектов более эффективно, принимать более взвешенные решения по выделению финансирования.
Надо понимать, что появление РНФ – нового инструмента для финансирования фундаментальных и поисковых исследований – не привело к появлению нового бюджета. Объем работы, если измерять его в деньгах, не изменился. Соответственно, и загрузка экспертов осталась прежней. “Уход” части проектов ФЦП “Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы”, проведение которых планировалось к реализации в ее рамках, в РНФ – это технический момент, такая реструктуризация должна только усилить и сделать более эффективными научные исследования.
– Как повлияла реструктуризация ФЦП на деятельность “Дирекции НТП”? Жить “стало проще и веселей”?
– Основными требованиями в существующих проектах теперь является наличие конкретного потребителя результатов и внебюджетного софинансирования, для решения этих проблем мы должны обеспечить наличие должных инструментов. Нам придется тратить существенную часть рабочего времени на взаимодействие с представителями реального сектора экономики. Раньше эти требования были обозначены не столь жестко. В рамках предыдущей ФЦП существовали проекты, где позволялось не иметь конкретного потребителя.
– Благодаря произошедшим изменениям следует ожидать роста эффективности коммерциализации НИОКР?
– На это направлены все нормативные указания со стороны руководства страны, и реорганизация нормативной базы в том числе. Приоритет работы – сделать взаимодействие научного сектора и сектора реальной экономики более эффективным. К сожалению, пока это почти независимо функционирующие подсистемы. Задача ФЦП – обеспечить плотное взаимодействие этих двух сфер: научных коллективов с реальными индустриальными субъектами, чтобы результаты, полученные первыми, нашли применение в деятельности вторых.
– Будут ли внесены изменения в другие мероприятия ФЦП?
– Все прочие мероприятия ФЦП остаются в прежнем виде: как они прописаны сейчас в тексте программы. Коррекция коснется мероприятия 1.2: будет четче прописан формат проектов, которые могут финансироваться. Конкурсы по другим мероприятиям идут своим чередом. Скорректированный вариант программы будет опубликован на нашем сайте.
– В связи с корректировкой программы произойдет ли перераспределение средств внутри ФЦП?
– Мероприятие 1.2 не “ушло” из программы, а будет только переформатировано. Потому ресурсы, которые были запланированы на его реализацию, частично будут передвинуты в мероприятие 1.3. Варианты, как именно это сделать, сейчас обсуждаются. Нельзя сказать, что это принципиальное изменение программы. Тем не менее доля проектов, которые будут реализовываться в мероприятии 1.3, фактически вырастет.
– Какие рекомендации можно дать потенциальным участникам ФЦП по написанию заявок?
– В первую очередь, меньше эмоций: надо понимать, что паниковать бессмысленно, это непродуктивно. Раньше наличие конкретного потребителя и внебюджетного финансирования было практически по желанию, теперь это прописано в программе четко. Потому проект, имеющий все эти атрибуты и достаточно высокий научный уровень, будет оценен экспертами по достоинству и получит шанс на финансирование. Если конкретного потребителя и софинансирования нет – подавать заявку вряд ли имеет смысл, просто ФЦП не ваш инструмент.
– В связи с изменениями основных требований к проектам не коснутся ли изменения и того, кому будут принадлежать права на результат работ?
– У нас есть две части финансирования каждого проекта. Соответственно, кто платит – того и результат. Но, как известно, согласно Постановлению Правительства РФ от 22 апреля 2009 г. №342, в целях эффективной коммерциализации проекта госзаказчик может подарить от имени государства права на результат исполнителю с условием, что тот должным образом будет использовать его на территории РФ. Это позволяет Минобр­науки, в случае успешной реализации проекта, оставлять права на результат за организацией, которая выполняла проект. Напомню, что в вышеназванном постановлении прописан и ряд исключений, связанных, в частности, с влиянием результата проекта на безопасность государства и личности, а также с возникновением чрезвычайных ситуаций.
В этом смысле ничего не изменилось: если получен результат, то исполнитель проекта становится его владельцем. Но он должен еще на старте проекта урегулировать отношения с потребителем этого результата. Соглашение о субсидии с исполнителем проекта подписывается при условии наличия документа, который разграничивает права на результат между потребителем результата и исполнителем проекта. Наличие этого документа – необходимое условие финансирования проекта.
– Предполагается ли облегчение отчетного бремени для исполнителей проектов?
– Проблемы отчетной документации имеют два аспекта. Так как результат выполнения проекта должен быть отторгаем от конкретного исследователя, то он должен быть соответствующим образом оформлен. Поколениями специалистов было потрачено много сил, чтобы выработать систему, которая позволила бы форматировать и “упаковывать” результат так, чтобы его могли воспринимать другие люди должной квалификации на следующих стадиях его использования. Сложности в отчетах, с которыми сталкивалось большинство наших участников, заключались в том, что коллективов, имеющих отлаженную практику выполнения опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, в стране почти не осталось. Коллективы, которые занимались фундаментальными исследованиями, попросту никогда не имели практического опыта и соответствующей культуры такой деятельности. Потому для многих написание отчетов оказалось непосильно, требовался иной стиль мышления. У нас даже были примеры прекращения проектов в связи с тем, что коллектив не мог справиться с отчетной документацией. Можно быть прекрасным исследователем, но работа конструктора – это иное… А привлечь дополнительно в свой коллектив тех, кто помог бы довести этот проект до соответствующей кондиции, они не смогли. Потому сейчас речь и идет о том, что ФЦП должна работать с коллективами, способными в качестве результата давать продукцию, которая может быть воспринята реальным сектором экономики. Это – основной вектор ФЦП. Кроме того, мы работаем с бюджетными средствами, а они требуют определенного уровня отчетности.
– Известно, что внесение изменений в программу, проведение согласований, утверждений занимает массу времени. Не затормозит ли это ход реализации ФЦП, не приведет ли к смене сроков ее выполнения?
– Это все параллельные процессы. У нас есть утвержденная программа, по которой мы начали жить еще в прошлом году. По поручению Президента РФ часть ее функционала оказалась под вопросом, потребовала переформатирования. Но большая часть осталась без изменений, и по ней идет плановая работа: объявляются конкурсы, оцениваются заявки… Одновременно запущен процесс по корректировке ФЦП, что практически никак не влияет на ее реализацию. Рассчитываем, что к середине года скорректированная программа будет согласована и утверждена. Тогда мы и вернемся на прежнюю ширину работ. Но и сейчас “на узкой области” нам ничто не мешает реализовать программу в объеме запланированного бюджета.

Беседовала Нина ШАТАЛОВА
Фото Николая Степаненкова

Нет комментариев