Упрек школе. Незнание физики ослабляет экономику страны.

Образовательное сообщество всерьез задумалось о необходимости введения обязательного единого государственного экзамена по физике. Причина — острая нехватка инженерных кадров. Об этом, в частности, шла речь на слушаниях Комиссии по науке и инновациям на тему “Система управления инновационной деятельностью в подготовке инженерных кадров в России”, прошедших недавно в Общественной палате РФ. В мероприятии также приняли участие Союз машиностроителей России и ассоциация “Лига содействия оборонным предприятиям”. Специалисты вместе попытались найти пути решения одной из самых острых проблем российской экономики.
Дискуссия получилась жаркой. Руководитель Рабочей группы Общественной палаты РФ по модернизации промышленности Андрей Зверев сразу заявил, что его пугает сегодняшнее отношение государства к техническим профессиям, и высказался за самые жесткие меры. В частности, он предложил ввести обязательный единый государственный экзамен по физике, а также включить предмет в государственную итоговую аттестацию после 9 класса, не бояться отсева и тех, кто экзамен не сдал, направлять в техникумы. Так делают, например, в Германии, где в университеты попадают только избранные, а остальные идут в средние профессиональные учреждения, чтобы стать впоследствии “синими воротничками”. Как быть в таком случае детям-гуманитариям, Андрей Зверев не уточнил…
— Мы себя убаюкиваем, говоря, что ситуация с подготовкой инженерных кадров улучшается. Конечно, молодежь все больше разворачивается лицом к высокотехнологичным профессиям, но от того, что мы постоянно повторяем слово “талант”, во рту слаще не становится. Наше дорогое государство тоже очень громко говорит “талант”, оно кричит, что нам нужно серьезно уделять внимание подготовке инженерных кадров. А ведь внимание означает, прежде всего, экономическую поддержку профессионального образования в области инженерных наук: физики, математики. Но почему-то финансирование бюджетных мест и по гуманитарным, и по техническим наукам одинаково. Хотя на подготовку инженеров требуется гораздо больше денег, чем на подготовку экономистов, — высказался Андрей Зверев.
Председатель Комитета Союза машиностроителей России по приборостроению, системам управления, электронной и электротехнической промышленности, президент и генеральный конструктор ОАО “Раменское ПКБ” Гиви Джанджгава отметил, что при подготовке инженерных кадров нового поколения нужно ориентироваться на шестой технологический уклад. “Он развивается быстрее, чем пятый. Мы должны быть конкурентоспособны на очень высоком уровне. Но основы, для того чтобы мы могли конкурировать, нет. Взгляните на лаборатории в технических вузах, на чем учат студентов? Сначала надо научить учителей… Кроме того, если студент не пройдет путь от НИР до внедрения, то не будет знать всех циклов, нормативных документов, сопровождающих этот процесс. Неформализованные знания — основа промышленности сегодня”, — подчеркнул Джанджгава.
Директор Департамента развития профессионального образования Министерства образования и науки РФ Геннадий Шепелев, напротив, считает, что инженеров у нас хватает. Более того, их выпускают даже больше, чем нужно. А о нехватке говорят только потому, что многие из них уезжают за границу или идут работать не по профессии. На реальное производство попадают только те, чьи зарплатные ожидания удовлетворяются. И это меньшая часть из всех тех, кто есть на рынке.
— Если мы увеличим количество студентов, то при выпуске неудовлетворенность станет в два раза больше. Эффект будет только в том случае, если мы поднимем зарплаты или снизим ожидания молодых людей. Реальный дефицит инженерных кадров сейчас на Западе, но там средняя заработная плата выше, чем у нас. Поэтому лучшие умы туда и едут, — прокомментировал он.
Участников, считающих, что у нас в стране переизбыток инженеров, больше не нашлось. А вот предложение ввести ЕГЭ по физике поддержали многие. В том числе и генеральный секретарь Российского союза ректоров Ольга Каширина. Она отметила, что 400 тысяч детей ежегодно участвуют в олимпиадах по физике, всего в интеллектуальных соревнованиях принимают участие 800 тысяч. Значит, родители талантливых детей выбирают физику как предмет интереса ребенка, начиная со средней школы. Это говорит о том, что прогрессивная часть общества готова к введению ЕГЭ по физике.
— Безусловно, “инженерка” гораздо шире — это химия, биология, информатика. Но если мы поймем, что концепция ЕГЭ — это оценка качества школьного образования, то мы все придем к тому, что ЕГЭ надо сдавать по всему спектру предметов. Кроме того, в рамках повышения качества подготовки инженерных кадров необходимо перейти от системы льгот к системе портфолио, позволяющей учитывать успеваемость ребенка в школе. Она будет нацеливать его на глубокое изучение всех предметов и стимулировать на участие в олимпиадах, — считает Ольга Каширина.
Такой подход позволит развивать в школьниках творческое и нестандартное мышление, так необходимое для инженера. Но ко всему прочему, профессию инженера еще нужно сделать популярной. Генеральный секретарь предложила для этого возродить ознакомительные школьные производственные практики. Дети должны понимать, что их ждет в реальной жизни, видеть перспективу на будущее, чтить славные традиции российской инженерной школы и промышленной культуры.
На слушаниях прозвучало также предложение вернуть обязательную практику распределения молодых специалистов-бюджетников на предприятия.
— Это формирование гражданской позиции, это долг Родине. Затратило государство на тебя деньги — отработай их. Не хочешь — учись в США, Германии, где угодно, — резко высказался по этому поводу Андрей Зверев. Его поддержала и Ольга Каширина, призвав членов комиссии пропагандировать систему распределения и закреплять молодежь на производстве. “Это верно как с точки зрения государственного прагматизма, так и с точки зрения гражданской ответственности. Служить Родине должны все — либо в армии, либо на рабочем месте”, — заявила О.Каширина.
Участники слушаний предложили создать Межведомственный совет по кадровому обеспечению промышленного развития. В резолюцию также, в частности, вошли предложения о проведении анализа и корректировке существующих планов подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для промышленных предприятий с учетом необходимости формирования опережающих компетенций.

Татьяна ЧЕРНОВА

P.S. Примерно в те же дни, когда проходили слушания, на сайте Минобр-науки был опубликован пресс-релиз о коллегии, на которой обсуждались контрольные цифры приема в вузы на 2015 год. Согласно приведенным данным, бюджетный прием на инженерно-технические направления подготовки и специальности вырастет на 21% относительно уровня 2014 года. В условиях, когда в регионах ЕГЭ по физике выбирают от 5 до 10% выпускников, вопрос, кто придет на эти бюджетные места учиться, остается открытым.

Нет комментариев