По оси перекоса. Быстро выправить диспропорции системы образования сложно.

Скоро Минобрнауки объявит критерии нового мониторинга эффективности вузов. Пока же научно-образовательная общественность обсуждает, что в мониторинге надо менять.
Так, Российский союз ректоров выступает за то, чтобы отнести педагогические вузы к отдельной отраслевой группе. Об этом объявила генеральный секретарь Российского союза ректоров Ольга Каширина на пресс-конференции в РИА Новости, рассказывая об итогах обсуждения методики Мониторинга-2014 на заседании Совета РСР, прошедшем накануне. При оценке по общим критериям многие педвузы, особенно расположенные на удаленных территориях, не выдерживают конкуренции. Между тем подготовка людей, назначение которых не только передавать знания, но и формировать личность, очень важна. Педагогические школы, что бы ни говорили, в России есть. Надеяться же на то, что выпускник из крупного города поедет учительствовать в “глубинку”, не приходится.
РСР предлагает установить для оценки педвузов два специальных критерия. Первый — доля выпускников, последние пять лет работающих в образовательных организациях других регионов и на селе. Второй — число подготовленных за последние пять лет выпускниками педвузов дипломантов Всероссийской олимпиады школьников, а также олимпиад, проводимых вузами.
Относительно педвузов Минобрнауки, по словам генерального секретаря РСР, пока не определилось, но еще одно предложение ректорского сообщества оно готово поддержать уже в этом году: при мониторинге эффективности вузов учитывать региональную специфику. В критерии предлагается ввести четыре коэффициента: для вузов Москвы, Санкт-Петербурга, регионов первой и второй групп. Это предложение было поддержано всеми структурными подразделениями РСР. Ведь очевидно, что даже при прочих равных условиях иностранный студент, например, выберет для обучения скорее вуз в европейской части России, чем в Якутии или на Камчатке.
На Совете РСР предлагалось учитывать при мониторинге и другие характеристики региона, в котором расположен вуз. Например, донор он или акцептор. Каков в нем уровень безработицы — это говорит об уровне стабильности социально-экономического положения региона. Каков средний балл ЕГЭ — это характеризует уровень подготовки абитуриентов, с которыми приходится в основном работать местным вузам. Отношение региональных среднедушевых доходов населения к региональному же прожиточному минимуму — этот показатель отражает материальную обеспеченность населения и, как следствие, возможность внебюджетного обеспечения образования.
И хотя пока эти предложения министерством не приняты, “самое главное — то, что лед тронулся и территории оказались в фокусе развития концепции мониторинга”, подчеркнула О.Каширина.
Ректоры предложили также расширить критерии трудо­устройства: вузам и Минобр­науки не ограничиваться информацией от бирж труда, а начать системную работу с Федеральной налоговой службой по учету зарплатной динамики выпускников. Инструментарий и вся необходимая методология разработаны, проект, по словам О.Кашириной, должен стартовать в ближайшее время. Эти данные помогут уже при анализе результатов ближайшего мониторинга эффективности.
Генеральный секретарь также обратила внимание на важность программ развития вузов — по сути, это трехстороннее соглашение между учебным заведением, государством и бизнесом, стратегия развития, выраженная в конкретных индикаторах, устанавливаемых учредителем — государством. Такие программы должны стать необходимостью и для негосударственных вузов. Интегральная эффективность по всем показателям и была бы лучшей характеристикой каждого высшего учебного заведения.
Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по промышленности, первый вице-президент Союза машиностроителей Владимир Гутенев, в свою очередь, также высказал удовлетворение тем, что “система оценки вузов не закостенела” и что министерство прислушивается к мнению экспертного общества. “В этом мы видим позитивный тренд”, — отметил он. В.Гутенев согласился и со вторым тезисом О.Кашириной — о необходимости тесного взаимодействия ректорского сообщества, государства и бизнеса. Примеры его широко известны: это и крупные базовые кафедры, и активное сотрудничество в сфере послевузовской подготовки, в профориентации… “Но этого недостаточно, чтобы изменить диспропорции, накопившиеся в нашей системе образования”, — заявил В.Гутенев, уточнив, что он говорит это не как депутат, а как представитель сообщества работодателей. Проблем и ошибок, по его словам, накопилось очень много, “единой волшебной таблетки для их решения не существует”. Причем начинаются они еще со школы. “Нас не может не тревожить сильное уменьшение числа школьников, которые могут поступать на естественно-научные и технические специальности, — подчеркнул первый вице-президент Союза машиностроителей. — Число выпускников, выбирающих в качестве предмета ЕГЭ физику, в большинстве регионов не превышает 10%, а в некоторых опускается до 5%. Фактически для технического, инженерного, естественно-научного образования это катастрофа”. Такой перекос в приоритетах родителей и абитуриентов, считает В.Гутенев, нельзя объяснять только безденежьем в промышленности. Причина его и в том, что конкурентная среда в регионах в значительной мере формируется сегодня сетью филиалов брендовых вузов, в том числе и столичных (которые, можно добавить, ориентированы как правило отнюдь не на нужды регионов).
Проблему филиальных сетей обсуждали и на состоявшемся недавно Общем собрании Ассоциации федеральных университетов. Ректоры выступили за то, чтобы при мониторинге унифицировать подходы к деятельности вузов и филиалов. Как считают эксперты, это позволит вузам выстраивать правильные приоритеты развития и оптимизации филиальной сети. Обсуждая критерии предстоящего мониторинга, руководители ведущих вузов предложили также ввести дополнительный показатель, связанный с кадровым потенциалом вузов и филиалов, и выступили за необходимость учета специфики регионов.
Основные требования к критериям мониторинга эффективности, как не раз подчеркивалось представителями Минобрнауки, — доступность, достоверность и проверяемость информации. Какие предложения ректорского сообщества оно примет во внимание, возможно, станет известно еще до того, как выйдет этот номер “Поиска”.

Наталия БУЛГАКОВА
Фото Андрея моисеева

Нет комментариев