Дело за клиникой. Дальневосточники получили патент на перспективный препарат.

Ученые Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) и Дальневосточного отделения (ДВО) РАН объявили о разработке нового противовоспалительного препарата, обладающего большим потенциалом. Это соединение, полученное путем синтеза редкого алкалоида коуропитина и объединения его с гелевой основой, имеет форму мази, которая получила название “Коурохитин”. В конце 2013 года журнал “Tetrahedron Letters” издательства “Elsevier”, описывающий последние разработки в органической химии, признал метод синтеза коуропитина, разработанный старшим научным сотрудником Школы естественных наук ДВФУ Таисией Московкиной (на снимке), “элегантным”. Простой и дешевый, теперь он известен в мировой химической науке как “метод Московкиной”.
Лечебные свойства алкалоида коуропитина, выделяемого из Курупиты гвианской (лат. Couroupita guianensis), произрастающей в тропических областях Южной Америки, на островах Карибского моря и в Южной Индии (ее также называют “пушечным деревом” за крупные плоды сферической формы), были известны еще в древнекитайской медицине. Современные ученые выяснили, что он обладает биологической активностью широкого спектра действия, и теперь фармакологи во всем мире пристально изучают это органическое соединение.
Исследовательской группе, в состав которой помимо Таисии Московкиной вошли профессор ДВФУ Владимир Каминский, старший преподаватель Андрей Качанов, доктор наук Александр Попов и кандидат наук Юрий Гафуров из Тихоокеанского института биоорганической химии ДВО РАН, удалось получить чистейший коуропитин в лаборатории, смешав относительно недорогое вещество изатин с перманганатом калия. По сообщению пресс-службы ДВФУ, лекарственная композиция “Коурохитин” уже запатентована, прошла испытания на лабораторных мышах, но, как отмечает Таисия Московкина, для ее внедрения в медицинскую практику необходимы дорогостоящие клинические испытания. Помимо противовоспалительных свойств, по мнению российских ученых, коуропитин также обладает потенциалом и в борьбе с онкологическими заболеваниями. Дальневосточные химики обнаружили, что, если смешать коуропитин со стандартными препаратами, применяемыми в химиотерапии, противоопухолевая эффективность последних возрастает. Учитывая дешевизну и простоту получения этого алкалоида методом, разработанным Таисией Московкиной и ее коллегами, развитие данного направления использования коуропитина для ученых представляется перспективным.

Анна ШАТАЛОВА