Макаки под заказ

Метод редактирования генома впервые удалось продемонстрировать на приматах, на свет появились первые макаки с заданными мутациями. С подробностями — Nature News.
В традиционной “десятке” научных прорывов года по версии журнала Science в 2013-м был отмечен способ редактирования геномов, в некотором роде генетическая микрохирургия с использованием системы, которая называется CRISPR/Cas9. CRISPR (Clustered Regularly Interspaced Short Palindromic Repeats) — это акроним участков ДНК, которые содержат множественные короткие прямые повторы последовательностей нукледотидных оснований. С помощью фермента Cas9, который узнает необходимую последовательность на ДНК “по наводке” комплементарной ей РНК, играющей роль гида, эта система позволяет манипулировать генами для понимания их функций. В прошлом году действенность метода была показана на мышах, крысах, бактериях, дрожжах, рыбках данио, круглых червях нематодах, дрозофилах и растениях, а также в культуре человеческих клеток. Настала очередь нечеловеческих приматов. В онлайновой версии журнала Cell китайский ученый Синху Хуан (Xingxu Huang) из Исследовательского центра модельных животных при Нанкинском университете (Model Animal Research Center of Nanjing University) с коллегами сообщили о рождении близнецов яванского макака (Macaca fascicularis) с мутациями, которые являются результатом направленных генно-инженерных действий. По словам Фэна Чжана (Feng Zhang) из Массачусетского технологического института (Massachusetts Institute of Technology), одного из разработчиков метода геномного редактирования (CRISPR) с помощью фермента Cas9, его нанкинскими коллегами осуществлен важный этап, показано, что система работает и на приматах.
Сестры-близнецы макаки Нин-Нин и Мин-Мин — первые в когорте из 10 приматов с подредактированными посредством системы CRISPR/Cas9 геномами. Остальные восемь еще в утробе. “Люди ищут приматные модели для всех человеческих болезней, но до сих пор это было либо совершенно невыполнимой задачей, либо невероятно дорогой. Сейчас показано, что мы можем создавать такие модели относительно дешево и быстро, и в этом главный прорыв”, — сказал в комментарии газете The Guardian Нельсон Фреймер из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. С помощью системы, которая использует фермент Cas9 и РНК-гид, можно не только “портить” гены, но и исправлять мутации, которые связаны с заболеваниями. Китайские ученые изменили гены в нескольких оплодотворенных яйцеклетках макак, а затем имплантировали их суррогатным матерям. У новорожденных Нин-Нин и Мин-Мин три модифицированных гена: один связан с регуляцией метаболизма, другой — с регуляцией развития клеток иммунной системы, а третий — с регуляцией стволовых клеток и определением пола.