Под знаком качества. Туляки задумались о конкурентоспособности вузов.

Очередное заседание Совета ректоров вузов Тульской области было посвящено системе менеджмента качества (СМК) высших учебных заведений. Речь шла о роли СМК в повышении уровня образовательной деятельности и конкурентоспособности вузов Тульской области.
По словам проректора Тульского государственного педагогического университета Константина Подрезова, создание СМК в сфере высшего профессионального образования в России наталкивается на ряд препятствий. Это нормативно-правовой вакуум, недостаточное распространение определенных стандартов, моделей и рекомендаций, отсутствие прозрачной системы органов внешней аккредитации, а также нестыковка европейских стандартов с российской системой аккредитации.
Как отметил К.Подрезов, в структуре системы менеджмента качества образовательного учреждения должно быть пять основных разделов: политика и процедуры в области обеспечения качества, разработка, мониторинг и периодическая оценка образовательных программ, оценка уровня знаний студентов, гарантия компетентности профессорско-преподавательского состава и система информирования.
Политика должна отражать основные цели образовательного учреждения, в частности, взаимосвязь между процессом обучения и научно-исследовательской работой, обязанности структурных подразделений и всего коллектива вуза, касающиеся гарантий качества обучения, участие в этом процессе студентов.
Мониторинг и периодическая оценка образовательных программ подразумевают контроль учебных планов, успеваемости студентов, взаимодействие с работодателями, внешнюю общественную экспертизу. Кстати, внешняя экспертиза как раз и вызывает наибольшие трудности из-за своей непрозрачности и нечеткости критериев оценки, недостаточного спроса со стороны потребителей образовательных услуг и отсутствия национальных аккредитационных агентств. Вопрос о создании таких агентств обсуждается в Минобрнауки РФ. Хотя во всем мире инициаторами создания подобных общественных организаций являются сами образовательные учреждения.
Оценка уровня знаний студентов должна соответствовать планируемым результатам обучения, строиться на основе общепринятых объективных критериев. Что касается гарантии качества и компетентности профессорско-преподавательского состава вуза, то универсального метода оценки уровня квалификации преподавателей в нашей стране нет. Поэтому высшие учебные заведения самостоятельно разрабатывают механизмы и критерии оценки ППС, к каковым, например, относятся системы рейтинговых баллов деятельности факультетов и кафедр.
Система информирования должна включать сведения о востребованности выпускников на рынке труда, о показателях вуза в сравнении с другими высшими учебными заведениями, а также об удовлетворенности студентов и образовательным процессом, и качеством образования.
С системой менеджмента качества в Современной гуманитарной академии и результатами подготовки выпускников присутствующих познакомил директор ее Тульского филиала Валентин Колодезнев. В филиале существует должность уполномоченного по качеству.
К факторам, определяющим качество образовательной среды, относятся преподаватели, учебные материалы, двухуровневая телекоммуникационная библиотека, практическая дидактика, индивидуализация обучения, эффективность обучения, академическое администрирование, менеджмент качества, система повышения квалификации преподавателей и сотрудников, а также система воспитания, в которую входят изучение социальных норм и тренинг социального поведения.
Валентин Колодезнев рассказал об итогах аккредитационной работы Рособрнадзора, в ходе которой прошла проверка 118 филиалов Современной гуманитарной академии. В результате было расформировано шесть филиалов и приняты следующие меры: введены ежегодный внутренний аудит и система поощрений филиалов, которые не имеют замечаний. Кроме того, все филиалы переводятся на систему контроля гарантированного объема учебной работы.

Татьяна КРИКУНКОВА

Нет комментариев