Пилотам — свободу. Кому доверят госаттестацию научных кадров

Ведущие вузы и лучшие научные учреждения могут получить право автономно присваивать ученые степени уже с января 2015 года. До 20 апреля нынешнего года Минобрнауки России предстоит утвердить Положение о присвоении ученых степеней. Открытый конкурс по отбору тех, кого наделят такими полномочиями, стартует после принятия Правительством РФ соответствующего документа — постановления “О реализации в 2014-2018 годах пилотного проекта по апробации новой модели государственной аттестации научных и научно-педагогических работников”. Ориентировочно это произойдет нынешней осенью.
Обсуждению пилотного проекта и вопросов, связанных с оптимизацией сети диссертационных советов, в феврале были посвящены сразу несколько мероприятий: круглый стол, организованный Комитетом Госдумы по науке и наукоемким технологиям, заседание Ассоциации ведущих вузов РФ, состоявшееся на базе РУДН, и пленарное заседание Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки России, прошедшее в стенах РЭУ им. Г.В.Плеханова.
Докладывая о деятельности по подготовке пилотного проекта, глава рабочей группы, специально созданной для этого решением ВАК, ректор НИЯУ “МИФИ” Михаил Стриханов сообщил, что важным нововведением станет значительное расширение свобод организаций, которым будет доверено самостоятельно присуждать научные звания. Более 80% документов, определяющих правила защиты и присуждения званий, будут утверждаться локальными актами университетов или научных организаций.
Ответственность за объективность и обоснованность принимаемых решений по присуждению ученых степеней ложится на руководителя организации. Именно он должен обеспечить высокий уровень требований при определении соответствия диссертаций, представленных в совет, созданный на базе его организации, критериям, прописанным в Положении о пилотном проекте. Сами же критерии также устанавливаются локальным актом организации, на базе которой создан совет, при этом они должны быть не ниже требований, установленных Положением о присуждении ученых степеней. Среди дополнений к уже прописанным в документе критериям прозвучали предложения учитывать также позицию вуза в признанных международных рейтингах, минимальный объем НИОКР за 2013 год, число публикаций, которые приходятся на одного научно-педагогического работника, и показатель цитируемости в 2011-2013 годах.
Формы дипломов доктора наук, кандидата наук и технические требования к таким документам, порядок их оформления и выдачи утверждаются Министерством образования и науки РФ. В обязанностях организации-участницы пилотного проекта — обеспечить благоприятные условия для защиты соискателем ученой степени подготовленной им работы. По решению совета к защите может быть представлена диссертация, написанная на английском языке. Порядок ее рассмотрения и защиты опять же определяется локальным актом организации, на базе которой создан данный совет. В этом случае по решению хотя бы одного члена совета соискателем представляется перевод текста диссертации на русский язык. Кстати, все локальные акты, которые регламентируют процедуры присуждения ученых степеней, должны быть также представлены на сайте организации.
Участники обсуждения пилотного проекта отметили, что многие его формулировки могут трактоваться неоднозначно, и высказались за необходимость их уточнения, в частности пунктов, связанных с составом членов комиссий диссоветов, процедурой экспертизы предоставляемых работ и пр.
Кроме того, дискуссию вызвали вопросы проведения защит в режиме дистанционной связи, возможности (при желании соискателя) выдачи диплома PhD. Говорилось и о перспективности законодательного предоставления первоочередного права самостоятельного присвоения научных званий МГУ им.М.В.Ломоносова и СПбГУ.Как подчеркнул Михаил Стриханов, проект постановления — документ рамочный, основная цель которого — предоставить большую самостоятельность вузам и научным учреждениям. По сути это “компромисс между чрезмерной зарегулированностью деятельности и полной свободой”. Вузы и научные организации должны сами выстраивать систему “своего пилота”, не снижая при этом планку требований к качеству работ.
Одной из основ оптимизации сети диссоветов должны стать итоги мониторинга, проведенного в прошлом году, которые показали возможность сокращения числа диссоветов на 30-40%. По словам главы ВАК Владимира Филиппова, инициаторами закрытия диссоветов в таком объеме стали рабочие группы, созданные Минобрнауки в федеральных округах еще два года назад. Как было отмечено на заседаниях Ассоциации ведущих вузов РФ и пленуме ВАК, по итогам работы прошлого года в ходе приведения диссоветов в соответствии с положением 2012 года их сеть уже была сокращена на 23,4%.
Главными принципами оптимизации сети диссоветов должны стать: создание диссоветов на базе ведущих НИИ, вузов, а также научных школ;обязательный учет научной активности членов диссоветов; необходимость кадрового обеспечения развития приоритетных направлений науки и технологий в РФ; достаточность сети диссоветов для аттестации научных кадров высшей квалификации; поддержка создания объединенных диссоветов на базе трех-четырех организаций, учет предыдущей деятельности диссоветов; специфика диссоветов (в частности, закрытая тематика и т.д.).
Сегодня в сети диссоветов насчитываются 2547 членов, и почти половина из них за последние три года не провела ни одной защиты. Кстати, только каждый десятый из более чем 600 закрытых в начале года обратился в Минобрнауки с апелляцией и просьбой о возобновлении деятельности. Что, по мнению замминистра образования и науки Людмилы Огородовой, принявшей участие в пленуме ВАК, говорит о справедливости решений, принятых министерством.

Нина ШАТАЛОВА

Нет комментариев