Если цель видна. Инженерное образование послужит экономике.

Создание федеральных и национальных исследовательских университетов, программа “5/100” — все эти проекты, несомненно, повышают уровень и имидж российской высшей школы. Но элиту должны подпирать вузы-”работяги”, в том числе региональные, без которых экономику кадрами не насытить. О том, какие задачи они перед собой ставят, стремятся ли в “премьер-лигу”, наша беседа с ректором Новосибирского государственного технического университета, председателем Совета ректоров вузов Сибирского федерального округа, вице-президентом Российского союза ректоров, профессором Николаем Пустовым.

— Я с почтением отношусь к национальным исследовательским университетам — у них есть четкое понимание целей, — говорит Николай Васильевич. — Они готовят либо теоретиков-исследователей, либо инженеров-исследователей в тонких областях, таких как биотехнологии, нанотехнологии. Но для страны не менее важны и те специальности, которые дают другие вузы, и в них тоже нужно создавать совместные лаборатории и кафедры с академическими институтами, массово внедрять новые технологии образования.
В Новосибирске есть сильный классический университет, но имидж региона как центра инженерного образования формируют технический, архитектурно-строительный университеты, Сибирский государственный университет путей сообщения, и они тоже нуждаются во внимании. Если ставить правильные цели и развиваться в заданном направлении — места в рейтингах придут (НГТУ, кстати, сейчас также проводит работу по вхождению университета в международный рейтинг QS). Практика показывает: вузы, более ограниченные в финансовом отношении, но имеющие четкие цели, прикладывают максимум усилий и получают лучшие результаты, чем те, кто не испытывает недостатка в средствах. При этом я искренне убежден: в вузе должны быть научные школы — другого пути развития нет.
— Вы много лет не устаете повторять, что внебюджетный доход вузов должен быть кардинально перестроен: вместо платы за обучение студентов-контрактников львиную долю в нем должны составлять доходы от научной деятельности и программ переподготовки. Удалось ли добиться практических результатов в НГТУ и других новосибирских вузах?
— Действительно, я много лет говорю об этом, называя студентов-контрактников “самоприходящими деньгами”. Сейчас стандартный внебюджетный доход вуза складывается таким образом: 60% приносят платные студенты, 20% — хоздоговоры по научной деятельности, 20% — дополнительное образование. А должно быть: не менее 20% — контрактники, 30% — переподготовка, 50% — научная деятельность. В последние годы доля доходов от научной деятельности в НГТУ выросла до 35-40%, но требуемых цифр достигнуть пока не удалось.
Да, в Сибири есть вузы, у которых более миллиарда внебюджетного дохода, причем преимущественно от научной деятельности, — это ТГУ, ТПУ, ТУСУР. Но другим вузам пока сложно приблизиться к их уровню. Надо отметить, что в последние годы вузы активнее подают заявки на различные гранты. Раньше деньги распределяли, теперь — выигрывают на конкурсной основе, и так живет весь мир.
— Еще одно нововведение Минобрнауки, вызвавшее много обсуждений, — мониторинг вузов…
— Отношусь к нему нормально. Всегда полезно посмотреть на себя со стороны, и что уж на зеркало пенять. Искренне считаю, что любую оценку деятельности надо проводить по измеряемым параметрам, а не руководствуясь впечатлениями. Другое дело, что нужно разумно выбирать показатели, делать упор на объем научных исследований, внебюджетный доход на сотрудника университета и тому подобное. Деление вузов на первую и вторую группы по общему доходу на “душу населения” вызывает недоумение — на первые места вышли учебные заведения Москвы, Санкт-Петербурга и Якутии. Последние — в силу применения регионального зарплатного коэффициента.
Но смотреть друг на друга важно — я к одному из недавних заседаний новосибирского Совета ректоров распечатал сравнительную таблицу вузов Новосибирска и Омска по разным показателям и предложил коллегам сравнить себя с соседями. Очень поучительно, знаете ли. К тому же с появлением мониторинга о вузах стали больше заботиться региональные власти, которые до этого, что греха таить, иногда отмахивались от “федеральных учреждений”. А когда из 20 вузов региона объявят, скажем, 10 неэффективными — региональные власти поневоле задумываются, начинают вникать в проблему.
— Как вы относитесь к переходу на двухуровневую систему?
— Особых проблем здесь не вижу, а вот образовательные стандарты точно надо менять: они не соответствуют реальным потребностям экономики. Пока только по ИT-специальностям, если не ошибаюсь, сделаны хорошие учебные планы.
— В Томском политехническом университете введена система тестирования первокурсников. На основании результатов тестов им разрабатывают индивидуальные учебные траектории, процентов 10-15 первокурсников идут на элитное обучение с углубленным изучением английского, дополнительными дисциплинами, и потом они с легкостью находят работу в ведущих российских и иностранных компаниях…
— Конечно, нужно разрабатывать индивидуальные траектории. Но, увы, в рамках финансовых возможностей. Мы проводим индивидуальную подготовку магистров по заказу предприятий, на индивидуальный подход с первого курса пойти пока не можем: нет ресурсов. К тому же обучение на английском, ставшее модным в последнее время, на самом деле зависит от уровня абитуриентов — бывает, их и по русскому-то подтягивать надо.
В целом практика показывает: поднимается отрасль на крыло, начинают молодым специалистам хорошо платить, появляются об этом статьи в средствах массовой информации — и на факультет приходят абитуриенты с высоким средним баллом, становятся хорошими студентами и впоследствии находят неплохую работу. Так произошло с нашим факультетом летательных аппаратов. Базовое предприятие — Новосибирский авиационный завод им. В.П.Чкалова — еще несколько лет назад собирало инженеров-пенсионеров по дачам, чтобы первый Superjet выпустить. А недавно присутствовал я на очередном выпуске партии самолетов, прошел по цехам и порадовался: загружены работой, кругом молодежь — от инженера до клепальщика. Так что все постепенно становится на свои места.

Беседу вела Ольга КОЛЕСОВА
Фото с сайта beta.rian.ru

Нет комментариев