Поиск - новости науки и техники

Истоки притока. Участие вузов в крупных проектах привлекает победителей олимпиад.

“В последнее время фактором привлекательности вуза все в большей степени становится его расположенность в регионах с крупными инфраструктурными проектами и соответствие отраслевого профиля приоритетным направлениям экономического развития страны”, – констатировала генеральный секретарь Российского союза ректоров (РСР) Ольга Каширина, комментируя результаты очередного “Анализа вузовских предпочтений и академической мобильности лауреатов олимпиад школьников”. Такое исследование РСР совместно с НИУ ВШЭ проводит с 2010 года ежегодно, оценивая выбор университетов абитуриентами – победителями и призерами олимпиад Российского совета олимпиад школьников и Всероссийской олимпиады школьников. Авторы одновременно решали задачи по определению территориальной динамики академической мобильности олимпиадников, выявлению их приоритетов при выборе специальности, а также по оценке возможностей развития региональных олимпиадных центров. “Анализ академической мобильности лауреатов олимпиад школьников должен определять политику вузов и регионов по привлечению талантов”, – подчеркнула генеральный секретарь РСР.
В общей сложности исследованием, проводимым на основе анкетирования вузов и статистического анализа данных, было охвачено порядка 9 тысяч дипломантов 2013 года, что составляет примерно 55% от их общего числа. Итоговый ТОП вузов в 2013 году составили такие известные олимпиадные центры, как Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, Московский физико-технический институт (государственный университет), Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”, Московский государственный технический университет им. Н.Э.Баумана, Санкт-Петербургский государственный университет, Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, Сибирский федеральный университет и Национальный исследовательский ядерный университет “МИФИ”. В двадцатке первых оказались Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н.Ельцина, а также Южный и Казанский (Приволжский) федеральные университеты.
В число вузов, заметно улучшивших свои позиции по сравнению с 2012 годом, вошли Белгородский государственный технологический университет им. В.Г.Шухова (поднялся с 21-го на 15-е место), Кубанский государственный университет (с 55-го на 29-е), Казанский государственный медицинский университет (с 52-го на 39-е), Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин) (с 80-го на 54-е), Казанский государственный энергетический университет (с 79-го на 58-е) и другие.
Ряд вузов, включая брендовые, существенно ухудшили показатель зачисления олимпиадников. На несколько десятков мест в рейтинге РСР по сравнению с прошлым годом опустились, к примеру, Российский государственный гуманитарный университет (с 10-го на 68-е), Ивановский государственный энергетический университет им. В.И.Ленина (с 29-го на 57-е), Северо-Восточный федеральный университет им. М.К.Аммосова (с 24-го на 52-е), Норильский индустриальный институт (с 49-го на 93-е).
Согласно выводам авторов исследования, дипломанты олимпиад преимущественно выбирают для поступления либо университеты, внесенные в Перечень РСОШ как организаторы, либо выбранные координаторами Всероссийской олимпиады школьников, поскольку такой олимпиадный статус рассматривается как “государственная гарантия качества вуза и свидетельство востребованности получаемого там диплома”.
Еще одним обстоятельством, заметно влияющим сегодня на предпочтения олимпиадников, О.Каширина назвала “встроенность вуза в долгосрочную стратегию государственного развития”. Очевидным следствием внимания государства к региону, в том числе в части формирования таких высокотехнологичных кластеров, как космодром “Восточный”, она назвала приток дипломантов олимпиад в минувшем году в Дальневосточный, Уральский и Сибирский округа. Генеральный секретарь РСР особо отметила, что если в 2011 году из ДВФО наблюдался отток 40% олимпиадников, то в 2013-м количество таких абитуриентов, зачисленных в вузы региона, увеличилось в 12 раз, в том числе за счет школьников, успешно участвовавших в олимпиадах университетов центра страны, но при поступлении отдавших предпочтение дальневосточным. Согласно результатам исследования, 84% дипломантов олимпиад, поступивших в вузы ДВФО, составили абитуриенты из ЦФО, 8% – из СЗФО, остальные 8% свои. По мнению О.Кашириной, важную роль в этом сыграло успешное развитие Дальневосточного федерального университета, который становится крупнейшим университетским центром Азиатско-Тихоокеанского региона.
Сходная динамика в Уральском федеральном округе. В его вузах зафиксирован прирост олимпиадников на 40% (в 2012 году около 6%). Ольга Валентиновна напомнила, что там реализуются масштабные программы привлечения талантов, такие как, к примеру, “Тест-драйв в УрФУ”. В числе инновационных проектов региона – строительство масштабного индустриального парка и подготовка к Всемирной выставке ЭКСПО-2020 (Екатеринбург, пройдя конкурсный отбор, завоевал право на ее проведение).
Стабилизировалась ситуация с привлечением олимпиадников в университеты Сибири. В течение двух последних лет их отток прекратился и последовательно растет в среднем на 10%. По оценке О.Кашириной, это стало следствием активизации участия вузов в приоритетных проектах сибирских предприятий ОПК и нефтегазовой сферы, а также в исследованиях Сибирского отделения РАН. В итоге из общего количества абитуриентов-олимпиадников, поступивших в вузы СФО, 40% составили дипломанты олимпиад из ЦФО.
Отметим также, что такие федеральные округа, как Приволжский, Южный и Северо-Западный, положительной динамикой пока похвастать не могут. По итогам последней приемной кампании в вузы там не только отсутствует прирост абитуриентов-олимпиадников, но и наблюдается уменьшение их числа в среднем на 30% по сравнению с 2012 годом. Интересная ситуация в Северо-Кавказском федеральном округе, здесь в этом году нет ни притока, ни оттока: все 100% победителей олимпиад, проходивших в регионе, поступили в вузы своего же округа, из других округов не приехал ни один дипломант. В Центральном федеральном округе приток дипломантов сократился примерно вдвое.
Теперь о предпочтениях, связанных с выбором профессии. Наиболее востребованной, как и в прошлом году, оказалось физико-математическое направление. Связывая это с повышением статуса инженерно-технических специальностей, генеральный секретарь РСР отметила, что акцент на физику при раннем профориентировании повышает интерес талантливых школьников к междисциплинарным наукам: “Дипломанты олимпиад по физике при поступлении выбирают биотехнологии, новую медицину, машиностроение, информационную безопасность и космос – все то, что определяет мейнстрим мировых технологий. В связи с этим значимость данного предмета возрастает до стратегического уровня. Статус физики в системе образовательных инструментов следует повышать”. Помимо физико-математических наук, которые выбрала большая часть лауреатов олимпиад по физике, эти ребята отдавали предпочтение таким укрупненным группам специальностей, как энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника, строительство и архитектура, транспортные средства.
Резко, более чем на 15%, вырос и интерес абитуриентов-олимпиадников к экономике и управлению. Отмечая, что возрастает он на фоне борьбы с некачественными факультетами и вузами этого профиля, авторы исследования считают, что можно констатировать преодоление “маргинального этапа в подготовке экономистов и управленцев” и доминирование высоких стандартов подготовки соответствующих специалистов.
Как считает генеральный секретарь РСР, результаты исследования свидетельствуют о необходимости совершенствования системы зачисления в вузы с точки зрения социально-экономической обоснованности. По ее мнению, 65 баллов ЕГЭ по предмету олимпиады, которые лауреат теперь должен набрать для получения права на вступительную льготу, – “несложный и заведомо проходной барьер для олимпиадников”. А потому “пришло время переходить к интегративным механизмам, позволяющим соединить академические аспекты становления таланта с социальными и отраслевыми, и здесь портфолио – самый перспективный инструмент”, подчеркнула О.Каширина.

Татьяна ВОЗОВИКОВА

Нет комментариев