Правила для исключений. Точкам роста прописан особый режим.

Масштабным получился 11-й Красноярский экономический форум: более пяти тысяч участников из 33 стран мира и 71 региона России (в 2013 году — в полтора раза меньше), 45 дискуссионных площадок. Ключевой темой КЭФ стал поиск новых источников роста российской экономики. Эксперты обсудили модели развития Сибири и Дальнего Востока, критерии создания территорий опережающего развития в восточных регионах, вопросы совершенствования государственного управления и роста предпринимательской активности.
В преддверии форума был подготовлен доклад Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, в котором констатируется, что рост основных экономических показателей в стране значительно снизился, произошло торможение инвестиционного процесса. По мнению специалистов центра, для вывода экономики из стагнации необходим ряд конкретных мер, прежде всего стимулирование инвестиций в основной капитал предприятий, что является одним из главных условий для распространения инновационной волны в экономике и перехода к интенсивному экономическому росту. Среди других мер — модернизация кредитно-денежной политики и бюджетной системы, поддержка развития человеческого капитала, стимулирование экспорта машин и оборудования.
На пленарном заседании форума шла речь о возможных новых источниках роста российской экономики. В дискуссии приняли участие заместитель председателя Правительства РФ Аркадий Дворкович, министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин, губернатор Красноярского края Лев Кузнецов, декан факультета свободных искусств и наук Санкт-Петербургского госуниверситета Алексей Кудрин и другие эксперты.
Обращаясь к участникам дискуссионной площадки, Аркадий Дворкович признал, что экономика России сейчас переживает непростой период — мировой спрос растет низкими темпами, поэтому стране необходимо найти источники роста экономики на всех уровнях. Ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Владимир Мау отметил, что ухудшение экономических показателей России связано не только с внешними факторами. Необходимы серьезные институциональные реформы, способные придать ускорение российской экономике, улучшить инвестиционный климат. 
По словам Алексея Кудрина, следует по-новому формировать структуру бюджета и оценивать государственные обязательства. “Сегодня обязательства уже превышают те возможности, которыми в ближайшие несколько лет будут располагать бюджеты регионов”, — считает он.
Эксперты уверены, что наиболее перспективными являются инвестиции в человеческий капитал — именно поэтому проблемы профессионального образования обсуждались на многих площадках КЭФ. На круглом столе  “Клуб 9: время эффективных научных интеграций” выступил руководитель Федерального агентства научных организаций Михаил Котюков. Напомним, для проведения системной реформы высшего профессионального образования в 2013 году в России был сформирован “Клуб 9” — сеть из девяти федеральных университетов. В их число входит и Сибирский федеральный университет, образованный в 2006 году на базе крупнейших красноярских вузов.
В ходе обсуждения участники круглого стола сошлись во мнении, что нужно делать ставку на поддержку молодых ученых, специалистов, способных развивать новые научные направления. Кроме того, для повышения конкурентоспособности нашей науки академическим институтам и университетам нужно активнее привлекать иностранных специалистов.
Стоит упомянуть, что Красноярский край вошел в число пяти регионов России, где будут внедряться программы дуального образования. Эта система предусматривает формирование заказа на специалистов со стороны предприятий-инвесторов, модернизацию программ обучения в соответствии с современными стандартами. Она позволяет обучающимся параллельно получать теоретические знания в учебных заведениях и практический опыт на базе площадок, организованных на предприятиях.
Другая проблема, обозначенная экспертами и представителями министерств, — необходимость проведения тщательного анализа и экспертизы созданных за последние годы объектов инновационной инфраструктуры и институтов развития — особых экономических зон, технопарков, индустриальных парков и технологических платформ, чтобы отказаться от неэффективных.
Как подчеркнул В.Мау, имея не очень хорошую кредитную историю особых экономических зон 1990-х годов и нейтральную историю зон 2000-х, вряд ли стоит торопиться объявлять Дальний Восток или другие регионы территориями опережающего развития. Не лучше ли взять пример с Польши, которая методом преодоления депрессивности, а не стимулирования роста вышла на передовые экономические позиции и обогнала в 2013 году Россию по внешнеторговому обороту с Германией. Кстати, представители сибирских регионов высказали опасение, что особые условия на соседнем Дальнем Востоке вызовут проблемы — отток кадров и инвестиций — у Сибири, которая тоже пока не является процветающей территорией.
Интересно, что, обсуждая перспективы развития восточных территорий, представители правительства практически в один голос заявили: все крупные российские проекты последних десяти лет — будь то Олимпиада или “Сколково” — удалось реализовать только благодаря изъятию из общих правил регулирования, путем создания режима особого благоприятствования. Неудивительно, что и территории, и компании из кожи вон лезут, чтобы попасть под те или иные льготы. Но после многолетнего опыта у властей предержащих должен возникнуть резонный вопрос: может, уже заняться корректировкой общих правил? Тогда и новые точки роста найдутся в самых неожиданных местах. Кстати, один из могучих скрытых резервов, по компетентному мнению Алексея Кудрина, — в повышении качества государственного управления и регулирования.

Ольга КОЛЕСОВА

Нет комментариев