Умом богата

Коннектом мыши, являющийся результатом анализа сотен нейрональных путей в коре головного мозга животного, появился в открытом доступе. С подробностями — The Scientist.
Работа нейробиологов из Университета Южной Калифорнии (University of Southern California), которые подробнейшим образом описали взаимодействие друг с другом разных участков головного мозга грызуна, опубликована в журнале Cell. Он-лайн выложены массивы данных, которыми они пользовались, и заключения, к которым пришли. Таким образом, любой специалист может вынести свое собственное суждение, что, по мнению авторов, послужит на пользу общему делу. Целью создания коннектома является информационная поддержка исследований головного мозга, в частности нарушений нейрональных связей при различных заболеваниях центральной нервной системы, таких как болезнь Хантингтона или болезнь Альцгеймера. Симптомы этих заболеваний — проявления сбоев в коммуникации нейронов. Ведущий автор публикуемого исследования Гури Гинтирян (Houri Hintiryan) называет такие заболевания коннектопатиями (connectopathies). Полученные результаты подтвердили и обобщили то, что было ранее обнаружено другими учеными, например, в масштабном проекте Института исследований головного мозга Аллена (Allen Institute for Brain Science) в Сиэтле (этот институт был создан по инициативе филантропа и соучредителя компании Microsoft Пола Аллена). Комментируя свою работу изданию The Scientist, Гинтирян отметила, что в статье описано, как образуются кластеры нейронов, а также нейронные подсети. Визуализировав результаты более 300 инъекций контрастных веществ 160 мышиным самцам, ученые установили 240 различных путей в коре головного мозга животных, и это выявило десятки различных сетей.
Несмотря на детальное картирование системы нейронных коммуникаций в мозге грызунов, масштабные исследования в этом направлении продолжаются не только в институте Аллена и в калифорнийской группе, но и в Германии. “В коннектоме, построенном путем отслеживания инъекций, вы не увидите синапсов и всех возбуждений по всему мозгу, поскольку он представляет собой некий усредненный вариант среди сотен индивидуальных кортексов”, — говорит Шаун Микула (Shawn Mikula), руководитель проекта по визуализации пространственной электронной микроскопии мозга мышей в Институте медицинских исследований Макса Планка в Гейдельберге (Max Planck Institute for Medical Research in Heidelberg). Поставленную перед ним задачу доктор Микула оценивает как монументальную, на решение которой уйдут многие годы. Подходы разных групп дополняют друг друга, а получаемые во всех проектах данные становятся всеобщим достоянием и способствуют полному пониманию работы сложнейшего органа, коим является головной мозг, отмечает Хункуй Цзэн (Hongkui Zeng) из Института Аллена.