Агент — доцент? Работу по зарубежным грантам могут посчитать изменой.

Вузы и научные организации, получающие иностранное финансирование и занимающиеся политикой, могут подпасть под Закон об иностранных агентах. Это произойдет в случае, если государство поддержит инициативу, представленную в докладе “Методы и технологии деятельности российских исследовательских центров, а также вузов, получающих финансирование из зарубежных источников”, подготовленном Российским институтом стратегических исследований (РИСИ) и Центром актуальной политики. Презентация этой работы состоялась на прошлой неделе в пресс-центре РИА Новости.
“До настоящего времени правоприменение Федерального закона об некоммерческих организациях, выполняющих функции иностранных агентов, в основном касалось правозащитных и общественных организаций. Однако анализ деятельности отдельных исследовательских центров и структур при вузах демонстрирует, что они прямо подпадают под действие данного закона, оказывая влияние на политическую ситуацию в России и формируя общественную точку зрения”, — отметил один из авторов доклада, замдиректора РИСИ Михаил Смолин.
Напомним, что Федеральный закон №121 обязует некоммерческие организации, получающие финансирование из-за рубежа и занимающиеся политической деятельностью, регистрироваться в качестве иностранных агентов. Доклад содержит перечень организаций, которые, с точки зрения его авторов, полностью подпадают под статус НКО — иностранного агента. Это Московский центр Карнеги, Российская ассоциация политической науки, Центр политических исследований России, Аналитический центр Юрия Левады, Фонд “Новая Евразия”.
“Основным источником финансирования перечисленных организаций, — отметил М.Смолин, — являются зарубежные центры из США, Великобритании, других стран НАТО… В результате возникает странная ситуация, когда российские организации пытаются влиять на принятие внешнеполитических решений российскими правительственными кругами в нужную для иностранных грантодателей сторону. Ими транслируются весьма опасные для нашей страны идеи о ненужности борьбы с ваххабизмом, о необходимости сократить в нашей стране ядерные вооружения, о неправильности нашей военной доктрины”.
По мнению М.Смолина, одна из самых негативных сторон деятельности таких организаций — “выращивание нового поколения политологов, экспертов в духе западной либеральной доктрины”. “С помощью известных нам структур формируются базы данных активистов оппозиции регионального уровня… В масштабе всей страны готовятся разнообразные группы протестного актива граждан по различным направлениям недовольства: ЖКХ, ТСЖ, зарплаты, мигранты… Это разнонаправленная деятельность, но в целом в регионах формируется оппозиционная атмосфера недовольных. Фактически идет формирование политической сети недовольных для последующего участия в протестных акциях оппозиции”, — отметил М.Смолин.
Директор Центра актуальной политики, соавтор доклада Андрей Татаринов проиллюстрировал выступление своего коллеги на примере деятельности таких научных и образовательных организаций, как Российская экономическая школа, Институт социологии РАН, Российская ассоциация международных исследований, созданная на базе МГИМО. “Довольно странно обнаружить в нашем докладе Институт социологии РАН, — сказал он. — Но если изучить деятельность этой организации, становится все прозрачно и понятно. Большинство продуктов, которые они производят, направлены на критику сложившейся вертикали власти в нашей стране и текущей политической повестки, политических решений. Они имеют разветвленную сеть по всей стране, готовят новых специалистов, не только экспертов… для федеральных ведомств, но и региональную элиту”.
В докладе говорится, что, получая зарубежные гранты, сотрудники института обеспечивают “утечку информации” под видом “научного сотрудничества”. Приведен пример одного из индивидуальных научных проектов. Так, в 2004 году сотрудница Санкт-Петербургского филиала института в течение 18 месяцев работала над исследованием “Ядерные города России: возможности снижения экологических рисков (на примере города Сосновый Бор Ленинградской области)”. “Зачем подобная информация нужна частному Фонду Макартуров?” — задают вопрос исследователи.
В качестве мер, которые позволят преодолеть проблемы, связанные с работой по зарубежным грантам перечисленных в докладе научных и образовательных организаций, авторы доклада предлагают рассмотреть возможность расширения закона об НКО — иностранных агентах на исследовательскую деятельность. А также формальным или неформальным образом запретить зарубежное финансирование исследований внутренних российских вопросов, которые иностранные государства заказывают в своих интересах.
В числе прочих мер — наложить запрет на получение иностранных грантов российскими исследовательскими институтами, в особенности институтами РАН, за исключением международных исследовательских программ, осуществляемых в рамках международных обязательств либо инициатив РФ. Предлагается также контролировать государственными надзорными органами направления проводимых исследований и объем передаваемой иностранным партнерам информации в рамках международного сотрудничества.
По словам М.Смолина, нет необходимости прекращать деятельность упомянутых в докладе организаций. Задача другая: “донести до общества информацию о них, чтобы оно не считало перечисленные исследовательские центры независимыми”. Если они финансируются иностранными грантодателями, которые, в свою очередь, получают деньги из стран НАТО, то, безусловно, нельзя считать объективным их анализ внутренней и внешней политики России, а их комментарии на какие-то события надо воспринимать очень настороженно. Поскольку они могут иметь цель дезориентировать нашу общественность”.
С полным текстом доклада можно ознакомиться по адресу: http://www.riss.ru/images/pdf/articles/doklad-smolin.pdf.

Елена СОНИНА

Нет комментариев