Теперь — ТЕПР! Россия смотрит на Восток.

“Дорогой, амбициозный, важный с прагматической точки зрения” — так охарактеризовал президент Российской академии наук Владимир Фортов проект, представленный президентом ОАО “Российские железные дороги” Владимиром Якуниным на последнем заседании Президиума РАН. Доктор политических наук Владимир Якунин, который является еще и руководителем Центра научного обоснования и реализации мегапроекта “Интегральная Евразийская транспортная система” Института социально-политических исследований РАН, изложил концепцию разработки и реализации мегапроекта солидарного развития на Евроазиатском континенте (Транс-Евразийский пояс “РАЗВИТИЕ” — RAZVITIE (ТЕПР). Кроме главы РЖД в его подготовке участвовали директор ИСПИ РАН Геннадий Осипов и ректор МГУ Виктор Садовничий.

“Тема долго обсуждалась в творческих коллективах, в институтах РАН, в общественных и международных организациях… Все это привело меня на трибуну”, — сказал В.Якунин. Оратор сразу же объяснил, в чем будет заключаться идеология проекта. По его словам, она подразумевает “уход экономики, политики и культуры России от западной экономической и политической постиндустриальной модели развития общества”. Активно впитывая последние десятилетия “западные ценности”, Россия теряет свои духовные и нравственные устои, дезориентируется в сложном и быстро изменяющемся мире, сказал ученым глава РЖД.
Россия, отметил В.Якунин, в значительной степени оказалась заложницей западных концепций, эти идеи транслируются и в правительство. Результат, по его мнению, печален: снижение суверенности страны. Западная концепция реиндустриализации подразумевает, что для экономики и социума другой альтернативы нет и быть не может.
“Я и мои коллеги так не считаем, — сказал Якунин. — Есть духовная составляющая общественной жизни, под которой мы понимаем весь спектр накопленного богатства: моральные идеалы, история, язык… Утрата нашего исторического наследия равна глобальной утрате национального смысла и исчезновению народа как такового”.
Россия находится на Евроазиатском континенте и соединяет собой многие цивилизационные общности. РФ может и должна стать центральным интегратором в этом ареале. Такая модель привлечет своей “очевидной выгодностью” другие политические, экономические и социальные цивилизационные блоки, существующие как в регионе, так и во всем мире.
“Признаком развития, — сказал В.Якунин, — мы считаем движение общества к наиболее полному воплощению и практической реализации своих идеалов, системы ценностей, выработанной социумом на протяжении всего периода существования, осознаваемое как историческое предназначение”.
Важность мегапроектного подхода на нынешнем этапе развития страны была только что продемонстрирована на Олимпиаде в Сочи, где всего за семь лет практически с нуля создана инфраструктура целого города и построен комплекс спортивных сооружений мирового уровня, а церемонии открытия и закрытия Олимпиады показали миру богатство и ценности российской цивилизации. Современная Россия нуждается в таких мегапроектах, они дают толчок к развитию экономики страны, толчок к развитию социума.
Проект ТЕПР предлагает ответы на вопросы, какие шаги РФ должна сделать в XXI веке, что можно предложить мировому сообществу, как это может быть сделано. ТЕПР — принципиально новый геоэкономический, геокультурный и геополитичекий концепт, подчеркнул Якунин.
Докладчик отметил, что пояс “РАЗВИТИЕ” отличается от понятий “страновой мост” и “коридор развития”, которые включаются внутрь этого концепта, интегрируются и выступают в виде отдельных аспектов. Для зарубежного пространства в названии мегапроекта используется слово “RAZVITIE”, как предлагающее более широкую семантическую альтернативу английскому значению слова development.
Новизна проекта будет в том, что главным идеологическим термином, определяющим стратегические цели государства и общества, будет “развитие”, а не просто “экономический рост”. “Развитие” станет первичным критерием и будет определять требования к задачам “экономического роста”.
Геополитический аспект проекта предполагает новые формы международного сотрудничества в совместном стратегическом планировании и неоиндустриальном освоении значительных территорий. Это — “мегапроект планетарного масштаба”. Наконец, геокультурный аспект заключается в проявлении евразийского мировоззрения, основанного на цивилизационной идентичности и диалоге разных культур.
ТЕПР — это новые формы международного сотрудничества, по сути, межгосударственный, межцивилизационный проект. Нужны необыкновенные идеи, сказал докладчик, проект должен быть привлекателен для российской и мировой молодежи! Якунин надеется превратить ТЕПР в мировую футурозону, форму мобилизации системной промышленности практико-ориентированных проектных разработок Евросоюза, Китая, Кореи и Японии. Этому, по мнению Владимира Ивановича, должен способствовать тот факт, что ТЕПР основан на опережающей, а не на догоняющей индустриализации: термояд, нанотехнологии, космос, транспорт на магнитной подвеске…
Интегральная система, включающая единство транспортной, энергетической и телекоммуникационной инфраструктур, — ключевой инструментарий мегапроекта. В результате будут соединены порты Приморья и пограничные пункты Китая с западной границей Белоруссии. На втором этапе может быть проложена ветка к Северной Америке “Сибирь — Берингов пролив — Аляска”. Система послужит созданию современного научно-промышленного пространства в азиатской части России и рентабельного транзита грузопотоков Европа — Азия и Европа — Америка.
Необходимо формирование крупных материальных объектов инфраструктуры как общей базы для различных корпораций. Ожидается, что ТЕПР позволит создать более 25 миллионов рабочих мест. В его рамках предполагается выделить индустриальные зоны, включающие сверхскоростной транспорт, энергосеть, системы переброски воды, транспортировки нефти и газа, новые города, новые отрасли промышленности.
Реализация мегапроекта ТЕПР потребует строительства поселений нового поколения. Это — шанс для “постепенного отхода от ценностей и соблазнов общества потребления и формирования пространства для здорового и духовного образа жизни, воспринявшего экологическое мировоззрение”.
Пояс “РАЗВИТИЕ” — это не транзитный коридор, безразличный к территории, по которой он проходит, это зона индустриальной технологической революции, связанной с использованием прорывных технологий нового технопромышленного уклада, подчеркнул В.Якунин. Это создание интегральных инфраструктур нового поколения, на базе которых будут возникать промышленные кластеры и новые поселения.
Мегапроект обнаруживает общие условия совместного действия на разных континентах. Это может быть Транс-Евразийский пояс, который охватит Евросоюз, Россию, Китай, Казахстан, Белоруссию, Украину, другие страны СНГ, Японию, Индию, Корею. Может быть Транс-Латиноамериканский — с Бразилией, Колумбией, Чили, Перу, Аргентиной или Транс-Африканский. И даже — Евразийско-Американский, предполагающий соединение Аляски с Чукоткой. Стоимость реализации ТЕПР, по словам главы РЖД, “триллионы не наших рублей” (видимо, имелась в виду валюта. — А.С.), результат — кратное увеличение ВВП России.
В обсуждении доклада приняли участие полтора десятка ученых, в том числе из Китая и Италии. Они поддержали идею создания ТЕПР, высказали свои соображения и замечания по поводу того, как мог бы быть осуществлен проект. Отвечая на их вопросы, В.Якунин рассказал о проблемах и перспективах развития Транссиба и БАМа.
“Уверен, что РЖД и РАН вместе могут сказать свое слово, — отметил директор Института экономики РАН Руслан Гринберг. — Работа моего института, в частности, показывает, что примитивизация структур экономики не останавливается, поэтому не вижу никакой альтернативы государственным инвестициям в проект, пока еще у нас есть на это время… Мы вступаем в период “холодной” или “квазихолодной” войны — предстоит обмен экономическими ударами. Остановить это безумие можно только в рамках конструктивного международного сотрудничества. ТЕПР в этом смысле абсолютно безальтернативен”.
Академик Владимир Колесников напомнил собравшимся о том, что РФ имеет конкурентные преимущества в части территории, но это же несет угрозу целостности РФ. Он отметил, что на фоне многолетнего обсуждения национальной российской идеи ТЕПР именно такой проект, который все и всех объединит. Академик подчеркнул необходимость создания инструментария для комплексного привлечения ресурсов, формирования социальной инфраструктуры, развития научных центров (“У нас на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке более 100 университетов!”), использования гуманитарных технологий.
Директор Центра России и Центральной Азии при Шанхайской академии международных исследований Ли Синь (Китай) на очень неплохом русском рассказал о “стыковке” экономического пояса Шелкового пути с ТЕПР. “Без России Шелковый путь не строится”, — подчеркнул он.
Председатель Сибирского отделения РАН Александр Асеев уверен, что Сибирь немыслима без проектов, подобных Транссибу и БАМу. Сегодня экономика РФ во многом определяется тем, что происходит в Сибирском регионе. Транспортный коридор необходим: из-за длительных и дорогостоящих перевозок кузбасский уголь становится нерентабельным, то же происходит и с сибирской пшеницей. В Западной Сибири формируется научный кластер Новосибирск — Томск — Красноярск — Барнаул. Железные дороги должны объединить растущие центры новых технологий, а научные кластеры, подобные сибирским, должны возникнуть и на Дальнем Востоке.
Академик Михаил Титаренко поддержал смещение вектора развития на восток, сказав, что “Россия — евроазиатская, тихоокеанская держава”. Он привел примеры уже действующих разработок ученых РАН для РЖД: лазерная диагностика колесных пар на ходу, полная автоматизация систем движения Новосибирского метрополитена. “Мы крайне заинтересованы в Транс-Евразийском поясе!” — сказал ученый.
Директор Института социально-политических исследований РАН Геннадий Осипов был краток: цивилизация на переломе, “негативная тенденция может обрушиться на Россию”. Этой опасности противопоставляется конструктивный проект ТЕПР. Его реализация — дело всех институтов РАН. Завершая свое выступление, Г.Осипов предложил незамедлительно представить материалы доклада В.Якунина для рассмотрения руководству страны. “Масштабным проектом, который вкладывает новый смысл в понятие “глобализация”, назвал ТЕПР директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Виктор Ивантер.
В свою очередь академик Евгений Примаков задался вопросом: где брать средства на проект? “Не думаю, что Китай будет вкладывать большие деньги в проект Якунина, — сказал Евгений Максимович, — у них есть свой Шелковый путь! Надо думать, как этот Путь состыковать с российским Поясом. Я не оптимист, как Владимир Иванович, не все на ура воспримут проект. Думаю, начинать его нужно не как международный, а как российский”.
Подытожил выступления коллег академик Владимир Фортов. “ТЕПР очень важен для РАН, — сказал он. — Такого рода проекты делают науку востребованной, тем самым укрепляя Российскую академию наук. Пробивать его будет трудно, но Транссиб же вытянул промышленность России в начале ХХ века! Поддерживаю Якунина! Он всегда был союзником РАН в трудные моменты, всегда подставлял плечо”.
На заседании президиума определились следующие задачи, стоящие перед РАН в связи с планами реализации мегапроекта ТЕПР. Во-первых, это использование существующих и формирование новых заделов в фундаментальных знаниях, на базе которых будут создаваться перспективные технологии для транспорта, энергетики и связи. Во-вторых, это интеграция знаний о потоках информации, грузов, людей и энергии в инфраструктуре пояса. В-третьих, это исследование природного, научно-технического, социального и культурного потенциала территорий, который может быть раскрыт и активирован за счет включения регионов в пояс “РАЗВИТИЕ”.

Подготовил Андрей СУББОТИН
Фото автора

Нет комментариев