Динозавр был мал

Высоко за Северным полярным кругом обнаружены останки миниатюрного тиранозавра, которым 70 миллионов лет. С подробностями — Nature News.
Первый из известных на сегодняшний день маленьких северно-полярных динозавров найден в русле реки на Аляске. Из-за крайне северного происхождения этого вида он получил название Nanuqsaurus hoglundi, которое является производным от эскимосского названия полярного медведя nanuq. Существование этого животного в высоких широтах свидетельствует о том, что сородичи тиранозавров почти одновременно с ними — 70 миллионов лет назад — жили и были приспособлены к экстремальным условиям Северного полюса. Но, как отмечает Nature News, еще более важно то, что Nanuqsaurus является первым неоспоримым свидетельством существования миниатюрных тиранозавров. Предполагается, что при жизни аляскинский динозавр достигал в длину не более семи метров. Для сравнения: длина T. rex от носа до кончика хвоста — 12 метров. “Я никогда не думал, что увижу карликового динозавра”, — говорит эксперт Nature News палеонтолог Томас Карр (Thomas Carr) из Колледжа Картаж (Carthage College) в городе Кенош, штат Висконсин. Относительно малый размер Nanuqsaurus мог быть обусловлен внешней средой: животное обитало и добывало себе пищу в местности, где солнце отсутствует шесть месяцев в году. “Было нечто в такой среде обитания, что послужило фактором отбора тиранозавров с маленьким телом”, — говорит Энтони Фиорилло (Anthony Fiorillo), палеонтолог из Музея природы и науки имени Перо (Perot Museum of Nature and Science) в Далласе, Техас. Фиорилло и Рональд Тыкоски (Ronald Tykoski) из этого же музея — авторы статьи об аляскинском динозавре в журнале PloS ONE.
Фиорилло с коллегами откопали окаменелость Nanuqsaurus в 2006 году в рамках проекта по изучению северного склона Аляски, важного для американской экономики нефтеносного бассейна. Вскоре после этого Тыкоски очистил часть черепа и несколько фрагментов челюсти, но у ученых не было уверенности в том, что они имеют дело с динозавром, специфическим для Арктики, а не с северным экземпляром вида, известного в других частях земного шара. В последние два года появились новые публикации о тиранозаврах, которые позволили техасским палеонтологам сделать вывод о том, что найденные на Аляске фрагменты относятся к отдельному виду. Nanuqsaurus близок к T. rex, но гораздо меньше его и подобных тиранозавров. Нет сомнений в том, что найденные останки принадлежат взрослой особи, потому что один из фрагментов челюсти сохранил остатки соединительной ткани, которая удерживает зуб в альвеоле и присутствует только у взрослых животных.