Против компромиссов. Минобрнауки настроено по-боевому.

Итоги сделанного за прошлый год и задачи на год нынешний стали главной темой традиционного весеннего заседания коллегии Минобрнауки России. Общий тон выступлений участников мероприятия был един: сделано много, а предстоит сделать еще больше.
Заместитель председателя Правительства РФ Ольга Голодец в своей речи оценила изменения, произошедшие в системе образования и науки в 2013 году, как успешные. В частности, был сделан “серьезный рывок” в развитии системы дошкольного образования, особенно в совершенствовании ее инфраструктурной составляющей: в дошкольных учреждениях было создано 390 тысяч новых мест. А к 1 сентября 2016 года, по словам вице-премьера, очереди в дошкольные учреждения на территории России для детей от 3 до 7 лет вообще должны исчезнуть.
Отметила зампредседателя Правительства РФ и успехи в работе с педагогическими кадрами. Так, в среднем по стране на 40% выросла зарплата педагога, разработанный Минобрнауки России профессиональный стандарт педагога утвержден Минюстом России. Заострила внимание Ольга Голодец на необходимости перехода старшей школы на многоуровневый подход к образованию: “Надеюсь, что с 2015 года мы сможем дать этому проекту особый импульс и предложить в составе ЕГЭ несколько вариантов сдачи: базовый и повышенной сложности. Ребята с самого начала смогут правильно и рационально использовать свое время в старшей школе, выбирая себе тот курс, который необходим”. Были отмечены в выступлении и позитивные сдвиги в развитии системы дополнительного образования, концепция которого должна появиться уже к лету. Несколько слов было сказано также о развитии системы высшего образования.
Свое выступление на итоговой коллегии министр образования и науки Дмитрий Ливанов начал с тезиса о важности качества образования как главного приоритета деятельности ведомства. Он подробно остановился на каждом аспекте работы вверенной ему организации. Так, говоря о повышении заработной платы педагогических работников, министр отметил, что таких темпов роста выплат нет ни в одной отрасли экономики страны. Кстати, за тем, чтобы достигнутый уровень не был снижен, в Минобрнауки будут следить самым пристальным образом. “Компромиссов и исключений здесь быть не может”, — подчеркнул Дмитрий Ливанов. Факты, когда повышение зарплат происходило путем простого увеличения учебной нагрузки, не должны иметь места, настаивает министр, поскольку такая, по сути, откровенная профанация задуманного идет во вред “настроению учителей, качеству образования”. Во избежание подобного министерством ведется мониторинг, отслеживающий не только повышение зарплат, но и эффект — как положительный, так и отрицательный — от их роста.
Анализируя состояние дел и меры, принятые при подготовке к проведению единого государственного экзамена, глава Минобрнауки России заявил, что, несмотря на все, технически обеспечить идеальную процедуру невозможно, пока в обществе не установится определенный уровень культуры.
— Нетерпимость к жульничеству, обману на экзаменах должна быть ключевой характеристикой для каждой школы, каждого пункта проведения ЕГЭ. Честность на экзаменах будет важнейшим критерием оценки руководителя образования на всех уровнях. Речь идет не столько о практиках административного контроля, сколько о выращивании культуры понимания результатов экзаменов, их конструктивного и широкого обсуждения на основе вовлеченности педагогов, управленцев и всего сообщества, — заявил министр.
Говоря о системе высшего образования, министр особо отметил важность мониторинга деятельности вузов как весьма полезного инструмента борьбы с некачественным образованием.
— Мониторинг выступает эффективным механизмом обеспечения качества образования: реорганизация вузов или закрытие их филиалов не является в данном случае самоцелью — это назревший шаг по обеспечению высокого уровня качества высшего образования, — сказал глава Минобр-науки. — Особо хочу обратить внимание на то, что мы и дальше будем абсолютно бескомпромиссно бороться с некачественным, халтурным высшим образованием. Обман не пройдет: когда человек с юного возраста попадает в среду, где привыкли халтурить, где не учатся, а только делают вид, получая потом дипломы гособразца о высшем образовании, — это худшее, что может быть для воспитания достойного гражданина РФ.
Не остались без внимания и сдвиги, произошедшие в области аттестации научных кадров. Необходимость перемен в данной сфере была очевидна, по словам министра. Он напомнил, что для совершенствования процедуры присвоения ученых степеней в этом году были внесены соответствующие изменения в федеральное законодательство, принят Правительством РФ новый Порядок присуждения ученых степеней. “Такие новации должны вернуть авторитет обладателям ученых степеней и помочь избежать их присуждения за псевдонаучные диссертации”, — заявил Дмитрий Ливанов.
Одним из инструментов повышения качества работы отечественной науки, по словам министра, является совершенствование механизмов оценки результативности научных организаций. “Уже в 2014 году мы обеспечим вневедомственный характер оценки результативности деятельности научных организаций, в том числе с участием экспертного сообщества и возможностью параметрического сопоставления результативности российских научных организаций с научными организациями других стран”, — пообещал глава Минобрнауки. Он также отметил, что широкие полномочия по оценке деятельности научных организаций, независимо от их ведомственной принадлежности, получила РАН. Предполагаемые изменения должны обеспечить, с одной стороны, сохранение состояния автономии научных организаций в выборе тематики исследований, а с другой — возможность гибкого вневедомственного анализа результатов работ как научных организаций, так и отдельных лабораторий.

Нина ШАТАЛОВА
Фото автора

Нет комментариев