Поиск - новости науки и техники

Smart-вуз для smart-страны. Передовые университеты изменят Россию.

Десятки научных школ, результаты работы которых используются во многих ведомствах, организациях и компаниях, имеет в своем активе Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. Об особенностях научной работы в вузе, где нет ни физики, ни химии, мы попросили рассказать Ольгу БАШИНУ – проректора МЭСИ по научной и инновационной деятельности.

– Ольга Эмильевна, что сегодня, на ваш взгляд, способствует и что мешает научной активности вузов?
– Руководство страны прилагает большие усилия для развития исследований, в том числе в университетах. Главная проблема в том, что практические результаты научной деятельности не востребованы нашей экономикой. Энтузиазма вузам это, конечно, не прибавляет. Еще один, организационный, недочет, как я считаю, заключается в следующем. Государство выделяет большие деньги в рамках федеральных целевых программ, различных грантовых конкурсов и в других формах, но определение тематик поддерживаемых работ и распределение финансирования остаются достаточно закрытыми процедурами.
Не решены до конца и вопросы, связанные с научно-педагогическими работниками: мотивирование их к научной деятельности и поиску финансовых ресурсов, учет их научной нагрузки в общем бюджете времени, аттестация и заключение эффективных трудовых контрактов, определение статуса чисто научных работников в вузах.
Хотелось бы затронуть еще одну проблему на примере МЭСИ. Наш университет в значительной мере является гуманитарным вузом, что определяет соответствующие научные направления: экономику, менеджмент, право, социологию, психологию. Вопросы правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности в этих сферах в Гражданском кодексе проработаны весьма слабо. Из всех видов правовой охраны для данных областей возможно применение только ноу-хау, с одной стороны, это достаточно слабая защита, с другой – вопросы охраны при этом являются заботой самой организации.
– В последнее время государство требует от науки большей практической отдачи. Как МЭСИ откликается на такой призыв?
– Это в основном касается развития информационных технологий: систем электронного обучения, онтологического инжиниринга, облачных вычислений, программной инженерии, информационных систем в области образования. В последнее время в университете получили новый импульс работы в таких практических направлениях, как прикладная статистика, методология организации туризма, исследование рынка товаров и услуг и пр.
МЭСИ принимал активное участие в ФЦП “Кадры”. Были выиграны конкурсы в области юриспруденции, математики, облачных вычислений для систем электронного обучения и в других областях. Результаты этих работ теперь активно используются самим вузом в образовательном процессе.
– МЭСИ развивается как smart-университет. По вашему мнению, как должна трансформироваться в данном контексте научная деятельность?
– Прежде всего, необходимо пояснить, что такое smart-университет. Это вуз, в котором совокупность использования технологических инноваций и Интернета ведет к новому (соответствующему smart-обществу) качеству процессов и результатов образовательной, научно-исследовательской, коммерческой, социальной и иной деятельности. Происходит смена образовательной парадигмы: от традиционной модели обучения к электронному обучению (e-learning) и далее к smart-education. Соответственно, меняется роль университетов, перед которыми стоит задача не “поставлять” студентам готовые знания, а создавать условия для приобретения ими новых знаний самостоятельно.
МЭСИ реализует проект “Smart-Россия”, цель которого содействовать инновационному развитию отдельных регионов и страны в целом, решению актуальных проблем общества и экономики. Проект включает в себя разработку веб-портала, проведение научно-исследовательских работ в области формирования smart-общества, содействие развитию образовательных програ мм (подготовка специалистов для smart-общества).
Для успешной реализации проекта у МЭСИ есть все возможности: 20-летний опыт развития и использования e-learning, талантливые высококвалифицированные преподаватели, прогрессивные начинания, среди которых, например, проект “Smart-город”, реализующийся в Ярославском филиале МЭСИ. Все это поможет повышению конкурентоспособности вуза, увеличению его доходов, инновационному развитию, росту заработной платы преподавателей и сотрудников.
Современные университеты должны успевать за происходящими технологическими изменениями и растущими запросами студентов. Smart-университеты – основа smart-городов, которые в конечном итоге создадут smart-Россию.

Елена ГОРДЕЕНКОВА
Фото Степана ХРАМОВА

Нет комментариев