Фиксация специфики.Творческим вузам обещают законный статус.

Деятели искусства и культуры, обратившиеся недавно с письмом к Президенту и главе Правительства РФ, возможно, плохо знают образовательную структуру своей сферы. Либо, как предположил директор Департамента науки и образования Минкультуры Олег Неретин, требуя вернуть учебные учреждения всех уровней в ведение Министерства культуры и лишить Минобрнауки права вмешиваться в учебный процесс, авторы письма имели в виду, что “образовательную политику в области культуры и искусства должно осуществлять Министерство культуры”. Свои комментарии к нашумевшему письму директор дал на пресс-конференции в РИА Новости, посвященной проблемам и перспективам развития учебных заведений творческой направленности.
Олег Неретин пояснил журналистам, что за исключением нескольких вузов, где преподают изобразительное искусство, все творческие учреждения системы ВПО и так находятся в ведении Минкультуры. Что же касается училищ и колледжей, то его министерству подведомственны 18 из них, а за деятельность остальных отвечают муниципалитеты или субъекты Федерации. Школы искусств также преимущественно находятся в муниципальном подчинении, так что отчуждать у Минобрнауки практически нечего.
Директор департамента сообщил, что в последнее время в диалоге министерств по вопросам расширения полномочий Минкультуры в образовательной деятельности больше взаимопонимания. Значимым результатом такого сотрудничества стало появление в проекте нового Закона об образовании 132-й долгожданной статьи, признающей специфику образования в сфере культуры и искусства. Помимо этого, по инициативе депутатов Госдумы подготовлены три законопроекта, содержащих поправки к ныне действующему законодательству. Новый закон вступит в действие в 2013 году, но уже сейчас творческим образовательным учреждениям нужно возобновлять аккредитацию, сроки которой завершаются в 2011 году. Для этого необходимо срочно утвердить ряд недостающих норм. Первый законопроект должен восстановить уровень ассистентуры-стажировки в творческих вузах, второй — законодательно закрепить право на предпрофессиональную подготовку за детскими школами искусств, а третий — легализовать статус 29 интегрированных учебных заведений культуры и искусства для одаренных детей. Проект поправки об ассистентуре-стажировке — творческой аспирантуре, ликвидированной в 1992 году, — уже прошел первое чтение в Госдуме, остальные два подвергнутся этой процедуре в течение весны. Еще одно правовое достижение — разработка стандарта трехлетней магистратуры по искусству, который уже находится на утверждении в Министерстве юстиции. С принятием этого документа станет возможным получение в творческих вузах второго высшего образования по ряду специальностей на бюджетной основе.
По словам Олега Неретина, практически всем вузам данной направленности нынешний статус был придан в виде исключения, и лишь немногие из них (например, Московский и Санкт-Петербургский госуниверситеты культуры и искусств) реально соответствуют статусным параметрам. Специфика образования в этой сфере учитывается Минобрнауки, но ее необходимо легализовать. Минкультуры рассчитывает, что предложенные им поправки войдут и в новый Закон об образовании. В числе других важных задач, решаемых в настоящий момент министерством, — обязательное включение в аккредитационные комиссии профильных специалистов.
Отвечая на вопрос о введении двухуровневой системы образования в творческих вузах, директор департамента Минкультуры сообщил, что в правительственный перечень специальностей, процесс обучения по которым не будет вестись по Болонской системе, включены 22 творческие. При этом Олег Неретин подчеркнул, что в каждом случае перехода на двухуровневое обучение решение об этом принималось коллегиально и непосредственно в учреждениях образования с участием признанных профессионалов.

Татьяна Возовикова

Нет комментариев