Дар — не подарок. Таланты требуют труда.

Недавно в Московском городском психолого-педагогическом университете прошла презентация результатов мониторинга одаренных детей. В исследовании участвовали 8917 московских школьников в возрасте от 9 до 16 лет из 60 школ всех округов столицы.
Ученые ставили перед собой задачу выявить детей с одаренностью (актуальной и потенциальной), понять, насколько связаны их таланты с учебными и внеучебными достижениями, и выяснить, как подготовлены учителя к тому, чтобы в полной мере раскрыть интеллектуальные способности школьников. В ходе проекта использовались тесты “Стандартные прогрессивные матрицы Равена” (Великобритания) и “Аврора”, предоставленный Йельским университетом (США).
“Мы выяснили, что в обычных школах есть дети, которые являются потенциально одаренными и требуют специального сопровождения, — сообщил ректор МГППУ Виталий Рубцов. — Талантливых и высокомотивированных учеников в среднем 10-12% от общего числа. При этом оказалось, что только треть из них побеждает в олимпиадах и далеко не все они — отличники! А ведь у нас в стране способности детей определяются, прежде всего, участием или неучастием в таких состязаниях!”.
“Аналитически, социально, творчески одаренные — это разные категории учащихся, которые пересекаются в очень незначительной мере”, — констатирует заведующая лабораторией диагностики одаренности МГППУ Софья Белова. Она уверена, что, применяя инструментарий, позволяющий выявлять разные типы, можно расширить круг учащихся, на которых может быть направлено специальное внимание.
Как считают эксперты, большинство педагогов не готовы к выявлению потенциала учащихся во всем его многообразии. Причем речь идет не только о способностях ребят. “Только треть учителей может определить уровень мотивированности своих учеников”, — сетует руководитель Городского ресурсного центра одаренности МГППУ Виктория Юркевич. По ее мнению, необходимо использовать специальные методы выявления одаренных детей — соответствующие психологические тесты.
“Уже сейчас мы имеем сертифицированный, компьютеризированный психологический инструментарий, с помощью которого можно быстро дистанционно проводить массовые исследования, обрабатывать информацию в автоматическом режиме, при этом гарантируя защиту персональных данных”, — подчеркивает Виктория Юркевич.
Свое мнение высказала заместитель руководителя Департамента образования города Москвы Татьяна Васильева: “Важно понимать, что у нас нет неодаренных детей. У всех совершенно разные таланты. И наша задача, чтобы каждый способный в своей области ребенок встретил одаренного учителя”.
Ученые были единодушны: в будущем должна быть построена отлаженная система, позволяющая выявить разные типы одаренности. Нужны также специальные стажировки для учителей, которые помогут им освоить индивидуальный подход к каждому ученику.

Анастасия ОРЛОВА

Нет комментариев