Капремонт без выселения. Образование модернизируют “по-живому”.

Переходим к развитию?
Расширенное заседание коллегии Минобрнауки РФ, посвященное итогам деятельности министерства в 2010 году и задачам на 2011-й, впервые проходило в отреставрированном зале здания на Тверской, на что не преминул обратить внимание вице-премьер Сергей Иванов, пошутив: “Один итог налицо! Конкретный шаг сделан весьма существенный!” В ходе заседания стало ясно, что в некотором роде реконструкцию в 2010 году прошло и само министерство. Были упразднены два федеральных агентства — по науке и инновациям и по образованию. Кадровый состав министерства обновился на 50%, а из семи нынешних замов шесть были вновь назначены, поскольку пять прежних заместителей министра получили новые ответственные посты. По словам министра Андрея Фурсенко, была проведена “существенная перестройка аппарата управления за счет устранения дублирования и неэффективно работавших механизмов”.
Еще более мощную перестройку претерпевает сегодня система российского образования. По словам экс-заместителя министра образования и науки, а ныне руководителя Департамента образования Москвы Иосифа Калины, в системе образования сегодня проводится “модернизация без выселения”. При этом, как показало “хождение в народ” нового руководителя департамента, учителя, ученики, их родители не понимают, ради чего затеваются все изменения. И им это надо объяснять.
Тема более активного и системного продвижения в массы идей модернизации образования на заседании поднималась не раз. В самом начале его тон задал С.Иванов. Давая Минобрнауки установку на будущее, он заявил, что “одна из важнейших задач министерства на сегодня — это расширение взаимодействия с гражданским обществом и реальным сектором экономики”. Обсуждение проектов федерального образовательного стандарта (ФОС) стало, по его оценке, важным событием последних месяцев (выступивший позднее председатель Комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям Валерий Черешнев тот же процесс обозначил более эмоционально: “На дыбы общество встает!”). По мнению С.Иванова, проект ФОС вызывает сопротивление от недопонимания, от различия трактовок, циркулирующих в СМИ и по “сарафанному радио”. “Надо разъяснять все, используя различные площадки и трибуны: что имеется в виду и каковы последствия того или иного решения. Здесь министерство должно играть активную и упреждающую роль. Отслеживание обратной реакции, общение с людьми должны стать нормой жизни. Иначе нас ждет непонимание и нарастание социальной напряженности”, — подчеркнул вице-премьер.
Сергей Иванов тезисно, министр Андрей Фурсенко подробнее напомнили участникам заседания об основных достижениях прошедшего года. Разработаны новые стандарты начального общего и основного общего образования; эффективные механизмы развития российской школы апробированы в 31 регионе, реализующем комплексные проекты модернизации образования; внедрены эффективные механизмы профилизации и предпрофильной подготовки школьников. Обеспечено организационно-методическое сопровождение проведения ЕГЭ в штатном режиме. В прошлом году был начат эксперимент по созданию прикладного бакалавриата, результаты которого призваны “поднять на новый уровень подготовку квалифицированных специалистов среднего звена, востребованных инновационной экономикой”. По большинству направлений подготовки и специальностей профессионального образования приняты образовательные стандарты нового поколения, созданные с участием объединений работодателей (свыше 400 стандартов), и с 2011 года по ним будут учиться все поступившие в учреждения профобразования. В целом, считают в министерстве, в результате выполнения ФЦП “Развитие образования” на 2006-2010 годы, Приоритетного национального проекта “Образование” и комплексных проектов модернизации образования удалось создать основные институциальные механизмы модернизации системы образования. Сформирована конкурентная среда, обозначились группы лидеров для распространения практики модернизации по всей России.
Говоря о своем видении дальнейшей совместной работы с Минобрнауки, ключевой приоритет вице-премьер обозначил как “переход от модернизации системы образования к ее инновационному развитию”. В частности, на это нацелена ФЦП “Развитие образования” (ФЦПРО) на 2011-2015 годы, утвержденная постановлением Правительства РФ в начале февраля.
Наука — экономике
В развитии кооперации российских вузов с бизнесом, направленной на создание высокотехнологичной продукции, в прошлом году “были некоторые подвижки”, считает С.Иванов, однако необходимо еще более широкое участие бизнес-сообщества в оценке и экспертных процедурах в ходе проводимых Минобрнауки мероприятий. В частности, при реализации основной научно-технической программы министерства — ФЦП “Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы”. Вице-премьер сообщил, что готовится законопроект о пролонгации программы до 2013 года включительно. Важнейший и самый “финансовоемкий” блок программы — “Разработка технологий”, объем его финансирования в 2010-2013 годах составит 78 млрд рублей, в том числе 41,8 млрд — бюджетных средств. “Считаю принципиальным условие, чтобы наряду с необходимой научно-технической экспертизой при принятии решения о финансировании проекта или об объявлении конкурса в обязательном порядке учитывалось мнение бизнеса: будут ли востребованы предлагаемые изделия или технологии рынком. Это важнейший критерий. Деньги немалые — как минимум по 100 млн каждый год в течение трех лет. Вариант, когда в результате выполнения исследования получаем толстый фолиант и кладем его на полку, абсолютно неприемлем: так инновационную экономику можно строить десятилетиями без всяких результатов”, — строгим голосом предупредил ректоров вице-премьер.
Другим элементом эффективного взаимодействия вузов и бизнеса должна стать оценка бизнесом деятельности национальных исследовательских университетов (НИУ), которые должны показать результаты выполнения своих программ развития, иначе лишатся статуса. “И здесь решающим должно стать мнение бизнеса: получает ли он кадры, подготовленные надлежащим образом, и находят ли университетские разработки свое продолжение в серийной продукции. Наука не ради науки, а наука ради экономики “, — заявил С.Иванов (продолжение темы о показателях эффективности работы НИУ — на с. 7).
Взаимодействие с бизнесом и  общественными институтами необходимо и для создания системы оценки качества образования. В ФЦПРО на 2011-2015 годы только из федерального бюджета на цели экспертизы выделяется более 4 млрд рублей.
К долгосрочному партнерству
Эльвира Набиуллина, министр экономического развития, отметила, что между двумя министерствами сложилось “очень эффективное, позитивное, конструктивное взаимодействие”. Одно из его направлений — работа над инновационной стратегией. По словам министра экономического развития, эта стратегия ставит достаточно жесткие цели. Так, доля предприятий промышленного производства, осуществляющих технологические инновации, должна вырасти к 2020 году в четыре-пять раз. Сейчас она критически мала — чуть меньше 9,5%. При этом в два раза должен увеличиться общий объем расходов на исследования и разработки. На сегодняшний день он у нас составляет чуть больше 1,2% ВВП, что низко даже по сравнению со странами, располагающими меньшим, чем у нас, потенциалом. Среди наиболее значимых показателей — доля населения, задействованного в непрерывном образовании. Сегодня она составляет около 22-25%, к 2020 году должна дойти до 55%. “Для того чтобы инновационная политика могла реализовываться, нужны хороший инвестиционный климат и специальные меры, обеспечивающие опережающее развитие образования, науки, технологий”, — подчеркнула Э.Набиуллина.
Еще одно направление взаимодействия министерств — работа по созданию технологических платформ для координации действий бизнеса, государства, наук, с которыми связаны прорывные технологии. Уже внесено предложение в правительство о 23 приоритетных платформах. Министр экономического развития призвала участников заседания учитывать их существование при формировании тематики исследований и определении приоритетов финансирования в рамках ФЦП, программ исследовательских центров и университетов.
Говоря о коммерциализации научных разработок и отметив важность механизма, определенного 218-м постановлением правительства, министр заявила, что “пора от грантовой поддержки бизнеса, реализующего вузовские разработки, переходить к стимулированию долгосрочного партнерства”. Механизмы для этого, по ее мнению, есть.
Слово о науке
На вопросы качества образования обратил внимание участников заседания ректор МГУ, президент Российского союза ректоров Виктор Садовничий. Отметив, что министерству “очень многое удалось”, он остановился на проблемах, которые нужно решить. По мнению президента РСР, “систему образования спасет только поддержка качественных направлений подготовки — подготовки специалистов, способных творить”. Введение новых стандартов объясняют тем, что сегодня невозможно угадать, что будет через пять-семь лет, какие знания и компетенции потребуются от специалиста. Согласившись с этим объяснением, В.Садовничий добавил, что “угадать” можно только одним способом — “подготовив специалиста на абсолютно фундаментальной базе, который был бы легко плавающим в современном научном мире”.
Что же касается поддержки качества образования, президент РСР предложил ректорам делать то, что зависит от них самих. Прежде всего, создавать межуниверситетские корпорации, подобные Суперкомпьютерному консорциуму, в который вошли 45 университетов. По словам ректора МГУ, благодаря этому объединению “наша страна, которая не была игроком на этом поле, сейчас заняла одно из лидирующих мест в мире”. Есть и другие сферы, где можно объединяться: биотехнологии, нанотехнологии, науки о человеке. Это задача ректоров. Но для более широкого объединения необходима и поддержка Минобрнауки.
Президент РСР выступил также за возвращение стабильного финансирования научных исследований в университетах наряду с грантовой поддержкой. Инструментом контроля за расходованием этих средств может стать программа развития, которая, по мысли В.Садовничего, должна быть у каждого вуза. И большую роль тут может сыграть регион — провести конкурс и поддержать свои ведущие университеты.
…Как-то почти совсем не прозвучала на заседании тема развития фундаментальной науки — той, которая не для экономики, а для будущего. Вице-президент РАН Валерий Козлов деликатно заметил: “Мы приветствуем усилия министерства по развитию научных исследований в университетах… Но хотел бы напомнить, что есть еще академический сектор и прикладная наука. Эффективность научных исследований в стране и связанная с этим технологическая модернизация будет успешна только тогда, когда все эти организационные ветви российской науки будут скоординированы”.

Наталия БУЛГАКОВА
Фото Николая Степаненкова

Нет комментариев