Перекос со спросом. Система образования готовит не тех специалистов?

В марте накал обсуждения законопроекта “Об образовании в Российской Федерации” не стал ниже. Образовательное сообщество продолжает отстаивать свои позиции в отношении правовых норм, которые во многом определят развитие страны и общества в ближайшие годы. Очередной пакет рекомендаций в адрес Минобрнауки и ряда министерств РФ был сформулирован в ходе недавно состоявшихся круглых столов, организованных думским Комитетом по образованию.   

В законопроект “Об образовании в РФ” нужно вернуть начальное профессиональное образование. Участники круглого стола “Профессиональное образование молодежи: состояние, проблемы, перспективы”, организованного в Академии труда и социальных отношений по инициативе Комитета Государственной Думы по образованию, в своих рекомендациях Минобрнауки записали это предложение первым пунктом. В защиту НПО, в частности, выступила академик-секретарь Отделения профобразования РАО Светлана Чистякова, подчеркнувшая, что учреждения этой системы по-прежнему дают шанс на получение профессии многим подросткам, прежде всего с низким материальным достатком.
Серьезное внимание на круглом столе уделили вопросу интеграции уровней профобразования. Президент Союза директоров средних специальных учебных заведений России Виктор Демин отметил, что не так важно, где будут реализовываться программы СПО или НПО: в отдельном учреждении или в подразделении вуза (колледжа). Главное, чтобы качество подготовки таких кадров удовлетворяло потребностям рынка труда. Вуз, воспользовавшийся правом присоединить к себе колледж или учреждение НПО, но превративший его, по сути, в подготовительное отделение, должен быть лишен как этого права, так и приобретенной за счет интеграции собственности.
Статистика, озвученная на круглом столе, подтверждает: между профобразованием и рынком труда сплошные несоответствия. Так, согласно цифрам, приведенным в докладе директора Департамента профессионального образования Минобрнауки РФ Татьяны Давыденко, в вузах сегодня обучаются более 7 млн студентов, тогда как среднее профобразование получают 2 млн человек, а начальное — порядка одного, что явно не отвечает нуждам экономики.
Несмотря на явную потребность в специалистах со средним специальным образованием, безработица среди них составляет порядка 20%, и она продолжает расти. Сами выпускники учреждений системы СПО далеко не всегда довольны приобретенными компетенциями. Неудовлетворенных своим образованием, по данным Виктора Демина, примерно 30% от общего числа молодых специалистов со средним специальным образованием. Их слабая адаптация к рынку, как считает президент Союза директоров учреждений СПО, — показатель малой эффективности работы системы среднего профобразования. А ведь учреждения СПО выпускают “продукт”, формирующий большую часть кадрового ресурса таких ведущих отраслей экономики, как строительство, транспорт, промышленность. Повышению качества подготовки студентов должна способствовать конкуренция учебных заведений. Большое значение имеет и приведение их базы в соответствие с требованиями современности. Триста инновационных учреждений системы СПО, появившихся благодаря реализации нацпроекта “Образование”, — тому доказа-
тельство.
Кроме того, Виктор Демин напомнил о необходимости реформирования профилей подготовки в соответствии с потребностями рынка труда. “Со старым багажом в новые условия не впишешься”, — заметил Виктор Михайлович.
На заседании много говорили об отсутствии мотивации у молодых людей к учебе по востребованным специальностям. Для исправления ситуации участники круглого стола рекомендовали, в частности, создать общегосударственную систему профориентации школьников совместно с крупнейшими объединениями работодателей — Российским союзом промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палатой РФ, а также такими общественными организациями, как “Деловая Россия” и “Опора
России”.

Татьяна Возовикова

Фото Николая СТЕПАНЕНКОВА

Нет комментариев