Завод зовет. Бакалавру не помешает рабочая профессия.

Совершенствование инженерного образования подразумевает согласованные действия всех заинтересованных сторон — и вузов, и властей, и предприятий региона. Таков был лейтмотив круглого стола “Развитие технического образования в Новосибирске”, который провели Департамент промышленности мэрии Новосибирска совместно с Новосибирским государственным техническим университетом. В работе приняли участие представители правительства Новосибирской области, мэрии Новосибирска, руководители крупных промышленных предприятий, технических вузов.
Открывая мероприятие, ректор НГТУ Николай Пустовой отметил, что механизм взаимодействия с предприятиями с целью подготовки специалистов под конкретное рабочее место еще требует настройки. Участники круглого стола обсудили целый ряд вопросов, связанных с таким взаимодействием: новую форму реализации образовательных программ — сетевую инженерную магистратуру, особенности прикладного бакалавриата, становление системы профессионально-общественной аккредитации образовательных программ в Сибирском федеральном округе с участием Межрегиональной ассоциации руководителей предприятий.
Целевая магистратура работает в Новосибирской области с 2011 года — это, кстати, редкий для России прецедент, когда из областного бюджета финансируется подготовка специалистов по заказу важных для региона предприятий. Но в ходе реализации этой программы выявился ряд проблем, требующих решения: во-первых, на целевую подготовку трудно привлечь лучших студентов, обучающихся на бюджетной основе; во-вторых, не все предприятия готовы к разработке и внедрению инновационных технологий; в-третьих, выпускники-целевики слабо защищены в социальном плане — не проработаны их контракты с предприятиями.
Поэтому была сформирована специальная программа сетевой инженерной магистратуры, нацеленная на подготовку специалистов, способных работать в стартапах. Координировать эту программу будет Новосибирский региональный ресурсный центр (НРРЦ), в реализации примут участие ведущие вузы региона. Обучение предполагается практико-ориентированное — студенты разных специальностей будут работать в команде над реализацией конкретных инновационных проектов для высокотехнологичных предприятий региона. Интерес к участию в программе уже проявили резиденты технопарка Новосибирского академгородка, биотехнопарка, Новосибирский авиазавод им. В.П.Чкалова (совместно с факультетом летательных аппаратов НГТУ), а также представители оборонной отрасли.
Впрочем, не обошлось без шероховатостей: хотя НРРЦ выделен значительный бюджет и первых 50 магистров планируется набрать осенью 2014 года, сетевая инженерная магистратура находится, прямо скажем, в проектной стадии, поэтому доклад представителя центра вызвал массу вопросов со стороны участников круглого стола. Врио министра образования, науки и инновационной политики Новосибирской области Владимир Никонов обещал разработать нормативную базу программы в кратчайшие сроки.
Другое новшество уже федерального масштаба — прикладной бакалавриат. Отныне основными становятся два вектора подготовки специалистов — фундаментальность и практико-ориентированность. Согласно последним нормативным документам, к 2018 году соотношение прикладного и академического бакалавриата в вузах должно быть 50 на 50, рассказал участникам встречи проректор НГТУ Анатолий Батаев.
Реализация прикладного бакалавриата подразумевает наличие конкретного предприятия-заказчика, увеличенный почти в два раза объем производственных практик, возможность получения рабочей профессии в ходе подготовки, вложение вузом дополнительных средств в формирование собственной материально-технической базы и привлечение с предприятий-работодателей мастеров производственного обучения.
В итоге из стен вуза должен выйти бакалавр, готовый сразу приступить к профессиональной деятельности на конкретном рабочем месте. Однако сложности возникают и здесь: в частности, не так гладко протекает формирование заказа работодателей на подготовку специалистов, не определены пока оптимальные схемы взаимодействия “техникум — вуз — работодатель” (прежде всего, речь идет о схемах финансовых), не до конца известен весь ресурсный потенциал участников взаимодействия.
Но заинтересованные стороны готовы объединенными усилиями решать эти проблемы: заместитель министра труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области Андрей Головнин (это министерство курирует учреждения среднего профессионального образования) заявил о готовности предоставить вузам площадки для реализации программ прикладного бакалавриата в надежде, что это поможет педагогам СПО оперативно знакомиться с современным оборудованием, которое появляется на предприятиях.
Еще одно федеральное нововведение, зафиксированное в новой редакции Закона об образовании, требует тесного взаимодействия вузов и предприятий. Речь идет о профессионально-общественной аккредитации образовательных программ на соответствие современным квалификационным требованиям рынка труда, которая проводится работодателями и их объединениями, а результаты ее рассматриваются при государственной аккредитации. В Сибирском федеральном округе планируется организовывать эту процедуру с участием Межрегиональной ассоциации руководителей предприятий. Это позволит разработать дополнительные критерии оценки качества образовательных программ, учитывающих интересы профессионального сообщества региона.
— Наконец-то все складывается так, как хочется видеть и университетам, и, надеюсь, предприятиям, — прокомментировал “Поиску” итоги круглого стола его ведущий профессор Батаев. — Сетевое взаимодействие развязывает вузу руки в работе с другими вузами и предприятиями. Устраняются препоны, которые раньше не позволяли, например, открыть на предприятии филиал кафедры. Конечно, пока не разработана до конца нормативная база, которая особенно важна для определения финансовых механизмов сотрудничества. Но работа началась.
Прикладной же бакалавриат возвращает нас к забытому, но очень полезному опыту — получению студентом в процессе обу­чения рабочей профессии, что и расширяет возможности, и увеличивает степень свободы, и значительно повышает квалификацию инженера. Считаю, что все шаги, которые декларируют и федеральные, и региональные министерства, ориентированы на более тесное взаимодействие работодателя и вуза.

Ольга КОЛЕСОВА

Нет комментариев