Создать созидателя. Творческое развитие молодежи немыслимо без художественного образования.

В Москве, в зале Научной педагогической библиотеки им. К.Д.Ушинского Российской академии образования (РАО), прошел Международный круглый стол “Проблемы и перспективы художественного образования в контексте современной культуры”. Несмотря на, казалось бы, скучное название темы, разговор вышел содержательный, интересный и даже эмоциональный.

Мероприятие проводилось в партнерстве с Институтом художественного образования РАО при консультативном содействии Бюро ЮНЕСКО в Москве. В его работе приняли участие выдающиеся деятели науки, искусства, педагоги и представители системы художественного образования РФ, министерств культуры, образования и науки, а также ведущие эксперты стран СНГ в области художественного образования. Они обсудили перспективы дальнейшего устойчивого развития достигнутых результатов в области художественного образования как в России, так и в других странах на постсоветском пространстве. Речь, в том числе, зашла и об укреплении профессионального сотрудничества экспертных сообществ государств-участников СНГ в развитии информационного ресурса “Обсерватория художественного образования государств-участников СНГ” (http://ae.cis.iite.unesco.org/observatory/index.php/ru/).
Главной задачей круглого стола было привлечение внимания профессионалов к актуальным вопросам так называемой Сеульской повестки дня: “Цели развития художественного образования” (данный документ является одним из основных итогов второй Всемирной конференции по образованию в области искусств, состоявшейся в 2010 году в Сеуле. — Прим. ред.). Также поднимались вопросы, касавшиеся консолидации представителей научного и педагогического сообществ для решения актуальных проблем и повышения социальной значимости художественного образования и образования посредством искусства в современном мире.
Участники встречи обсудили план совместных действий по развитию партнерского взаимодействия в области образования через искусство. Наряду с запуском портала “Обсерватория художественного образования государств-участников СНГ” в ходе круглого стола состоялась презентация ряда изданий, разработанных в рамках реализации пилотного проекта ЮНЕСКО и Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ (МФГС), например книги “Стратегические ориентиры развития художественного образования в странах СНГ”.
Встреча открылась выступлением академика-секретаря Отделения образования и культуры РАО доктора искусстоведения Вадима Демина. По его мнению, наши академические, научные и образовательные учреждения ни страну, ни общество никогда не подводили.
— Поверьте мне, — убеждал академик, занимающийся данной тематикой еще с 1964 года, — “в области балета” мы все равно “впереди планеты всей”. Владея всеми секретами в сфере художественного образования, бескорыстно отдаем свои силы и знания. Хотя платят за это до неприличия мало… Мы имеем возможность работать с удивительно талантливыми людьми. Россияне всегда могли превзойти своих учителей на Западе и на Востоке в любых проявлениях художественного воспитания. Сейчас все виды отечественного образования испытывают кризис, который, несмотря на взлеты и падения, миновал образование художественное.
В своих выступлениях другие участники встречи говорили и о воспитании толерантности в обществе, и о том, что Россия сегодня — одна из лучших территорий для развития художественного образования, и об общем гуманитарном процессе в мире. Они утверждали, что необходима глобальная постановка проблем художественного образования, дискутировали об унификации подходов и выработке совместных решений. Однако сближение культур, как отмечалось в выступлениях, не должно походить на глобальную унификацию, идущую в ущерб идентичности каждой из национальных культур.
Многие сетовали на то, что, хотя и принято немало постановлений по развитию художественного образования, большая их часть так и остается на бумаге, на то, что в нынешнем перегруженном информацией обществе стало сложнее налаживать профессиональные коммуникации. Звучали слова и о том, что человечество не сможет дальше развиваться без смысла и цели, которые дает именно художественное образование.
Посол доброй воли ЮНЕСКО, президент Международной академии наук о человеке Александра Очирова призвала участников круглого стола сосредоточить свое внимание на реальных достижениях художественного образования. А также обратить внимание на сохранение и воспроизводство национальных культурных традиций, развитие национального самосознания.
Ректор Московского государственного университета культуры и искусств Татьяна Кузнецова предложила участникам встречи задуматься о том, как наиболее эффективно соединить образование с культурой, как внедрить разработанные специалистами России и других стран программы в практику. Прозвучала и критика в адрес Министерства образования и науки, которое без согласования с Министерством культуры увеличивает количество часов преподавания точных наук в учебных заведениях за счет сокращения художественного образования.
Многие в своих выступлениях подчеркивали, что художественное образование в России — это фундамент национальной, а точнее, многонациональной культуры, на котором базируются свойственные ей ценности, нормы, этические и эстетические идеалы. Оно содействует творческому освоению человеком окружающего динамичного, поликультурного мира и достижению социально-культурного благополучия. Образование в области искусства и культуры, в полном соответствии с идеями и духом программ ЮНЕСКО, рассматривается в качестве основы для сбалансированного, творческого, когнитивного, эмоционального, эстетического и социального развития детей и молодежи. Эти задачи решает исторически сложившийся и постоянно развивающийся институт российского художественного образования, не имеющий аналогов в мире. Ядром его структуры, охватывающей всю образовательную “вертикаль”, начиная с дошкольных учреждений и заканчивая подготовкой кадров высшей квалификации, является трехуровневая система подготовки профессионалов для отрасли культуры и искусства.
Исторически сложившиеся традиции художественного образования в России — это не только национальное культурное достояние, но и одна из реальных, практически значимых возможностей воздействия на духовное развитие человека. Практика и многочисленные исследования показывают, что обращение к отечественным культурно-историческим ценностям в образовательной и просветительской деятельности выступает эффективным фактором формирования у подрастающего поколения национального самосознания, чувства ответственности за будущее процветание страны, навыков межкультурного взаимодействия и толерантности. Художественное образование, по сути, — один из важнейших механизмов трансляции всей системы гуманитарных ценностей, сохранения и воспроизводства культурных традиций.
В качестве основных целей художественного образования в РФ можно назвать развитие индивидуальных способностей и содействие выражению культурного разнообразия. Главная задача российской образовательной политики — обеспечение высокого качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Выступавшие приводили примеры развития художественного образования в ряде стран на постсоветском пространстве. Например, в Республике Казахстан за два последних десятилетия в этой области произошли существенные изменения: во-первых, усилился культурологический подход в подготовке художественно-педагогических кадров; во-вторых, художественно-педагогическое образование, интегрируя достижения европейского и казахстанского образования, сделало упор на возрождение этнокультурных традиций.
В 2003 году в Казахстане был опубликован пилотный учебник “Искусство” для общественно-гуманитарного направления общеобразовательных школ (на казахском и русском языках). Впервые в школьной практике акцент делается на изучение культурного наследия Казахстана с древнейших времен и до современности. Динамически выстроенная система обучения должна сформировать у учащихся общие представления о культурном феномене кочевого общества, который складывался на протяжении веков и был обусловлен хозяйственным укладом, контактами с исламскими традициями и влиянием русской культуры, а также интеграцией в XX веке с современной культурой Европы и России. Этот курс занимает особое место в формировании национального самосознания старших школьников.
Другой пример — Армения. История художественной культуры этой республики насчитывает тысячелетия. Армянская программа издания музыкальной литературы, осуществляемая Министерством культуры республики с 2008 года, оценена специалистами как успешный и плодотворный проект. Она реализуется при содействии профессионального экспертного совета при министре культуры Армении. Совет, в частности, уполномочен рассматривать заявки и составлять список издаваемых книг, что, в свою очередь, является гарантией профессионального уровня и актуальности изданной литературы.
В Киргизии за годы независимости на государственном уровне реализован ряд мер, существенно повлиявших на стабилизацию системы художественного образования и ее дальнейшее развитие в сложных условиях переходного периода. В первую очередь, к ним относится создание законодательного образовательного правового поля. С принятием Конституции Кыргызской Республики, законов “Об образовании”, “О культуре”, “О дошкольном образовании”, “О государственном языке”, “О статусе учителя” и др. определены основные правовые нормы демократического функционирования и развития системы образования. Художественная образовательная деятельность на всех уровнях регулируется нормативными актами правительства, положениями, приказами и распоряжениями профильных министерств и ведомств.
…По итогам обмена мнениями участники встречи приняли резолюцию. В этом документе экспертному сообществу “рекомендовано проинформировать о результатах круглого стола государственные органы, профессиональное сообщество и население через средства массовой информации”. Также было решено проводить подобные мероприятия по актуальным проблемам художественного образования и образования посредством искусства один раз в два года.
Круглый стол в Научной педагогической библиотеке им. К.Д.Ушинского, в котором приняли участие более 80 специалистов из России и десятка других стран, показал важность художественного образования и поддержания духовности в России и остальном мире на высоком уровне. Лишенное художественных и духовных ценностей человечество обречено на гибель, на самоуничтожение. Вот почему передовые, думающие люди большинства стран мира уже сейчас бьют тревогу и призывают международное научное сообщество, всех, кому небезразлично наше будущее, срочно и жестко поставить перед власть имущими вопрос о приоритете художественного образования и духовности в воспитании нынешнего и будущих поколений.

Александр МОИСЕЕВ
Фото автора

Нет комментариев