Губительный рост

Массовое вымирание видов 252 миллиона лет назад могло быть связано с появлением метан-продуцирующих микробов. Статья с обоснованием этой гипотезы опубликована в Proceedings of the National Academy of Science, MIT News.
Более 250 миллионов лет назад произошло массовое пермское вымирание, одно из пяти массовых вымираний, приведшее к исчезновению 96% всех морских видов и 70% наземных видов позвоночных. Причина его не установлена, версий множество — от астероидных ударов и извержений вулканов до воспламенения угольных копий, и все они противоречивы. Очередную выдвинула группа исследователей из Массачусетского технологического института (MIT), она отводит роль губителей “всего живого” микроскопическим организмам, а именно метан-продуцирующим археям под названием Methanosarcina. Предполагается, что они возникли и начали бурно размножаться в океанах, выбрасывая в атмосферу колоссальные количества метана, что сильно изменило климат и химический состав океанических вод. Вулканам в этом сценарии тоже отводится определенная роль, но не первостепенная. А причиной внезапного взрывного роста микробов, по мнению авторов новой гипотезы, могла быть появившаяся у них способность использовать богатый источник органического углерода, чему способствовал неожиданный приток необходимого для жизнедеятельности элемента — никеля, который в то же самое время выбрасывался с вулканическими извержениями.
Профессор геофизики Даниэль Ротман (Daniel Rothman), доктор Грегори Фурнье (Gregory Fournier) и их соавторы из MIT и Китая обосновывают свою гипотезу тремя линиями доказательств. Во-первых, геохимические данные указывают на экспоненциальный (или даже еще быстрее) рост двуокиси углерода в океанах к концу массового пермского вымирания. Во-вторых, есть генетические доказательства изменений в Methanosarcina, произошедших в то же время и позволивших этим микробам стать основными продуцентами метана благодаря накоплению органического углерода в воде. И, наконец, одновременно с этим в осадочных породах периода массового пермского вымирания наблюдается резкое увеличение отложений никеля. Углеродные отложения указывают на существенное повышение уровня углеродсодержащих газов — двуокиси углерода или метана — в атмосфере, также совпавшее с массовым вымиранием. Некоторые исследователи ранее предполагали, что эти газы могли быть выброшены при вулканическом извержении, в результате которого образовались сибирские траппы, массивные наслоившиеся один на другой лавовые покровы, возникшие в период самых интенсивных в геологической истории Земли извержений. Однако, по расчетам исследователей из MIT, резкое увеличение количества углерода не согласуется с вулканической моделью. По оценкам авторов, среди немногих явлений, способных обеспечить экспоненциальный рост производства углерода, наиболее вероятным является бурный рост микробных популяций.