Алиса не ответит

Как учить в цифровую эпоху?

«Точка перегиба: от человеческого капитала к человеческому потенциалу» — под таким девизом в Москве прошла VI глобальная конференция по новым образовательным технологиям EdCrunch-2019. Ее организаторами выступили НИТУ «МИСИС» и Университет НТИ «20.35» при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ, а также правительства Москвы в тесном партнерстве с ГК «Росатом», благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее», АО «Евроцементгрупп», Фондом развития и коммерциализации новых технологий «Сколково» и другими.
Выступая на церемонии открытия, специальный представитель Президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрия Песков напомнил, что идет последняя учебная осень 2010-х годов. «Если кто думает, что следующее десятилетие будет похоже на предыдущие, то он глубоко ошибается: мы входим в совершенно новую историческую эпоху, где будут новые правила, новые стандарты, новые подходы к образованию, — предупредил он. — Мы здесь, чтобы со всей ответственностью и с открытыми глазами их определить».
Будущее начинается уже сегодня, о чем напомнила ставшая уже традиционной торжественная церемония награждения победителей творческих состязаний, связанных с цифровым образованием: V Международного конкурса открытых онлайн-курсов EdCrunchAward OOC-2019, II Международного конкурса технологических продуктов в образовании EdCrunch Award Product-2019, II Международного конкурса дистанционных обучающих конкурсов для детей EdCrunch Award OEC-2019. Также состоялось вручение премии глобальных технологических стартапов в образовании Global EdTech Startups Awards (GESA). Этот конкурс — один из важнейших способов выхода российских EdTech-стартапов на мировой рынок.
Основная тема EdCrunch-2019 была сформулирована организаторами как «подготовка кадров для цифровой экономики». Один из пяти треков, по которым шло обсуждение связанных с нею вопросов, был посвящен высшему образованию. О цифровой трансформации университетов и отношении к этому непростому процессу государства, вузов и работодателей шла речь на пресс-конференции, ставшей логическим продолжением дискуссий, развернувшихся в Конгресс-зале.
Заместитель министра науки и высшего образования Марина Боровская подчеркнула, что с развитием цифровых технологий, во-первых, меняются форматы подачи знаний, а во-вторых, запрос на образование становится персонифицированным. Все это требует изменений и от университетов, и от преподавателей.
Перед университетами стоит «вполне понятный вызов», считает Д.Песков. Эффективность офлайнового обучения в российских вузах, по его мнению, «низкая сама по себе с точки зрения соотношения затрат и результата». Сейчас же складывается система образования, которая позволяет учить студентов более эффективно и массово, чем система существующая. Д.Песков видит два возможных дальнейших сценария развития событий. Первый — «каннибалистический», когда несколько ведущих университетов создают онлайн-платформы и фактически «вымывают» из системы региональные вузы. Этот сценарий, по его словам, «крайне неприятный», имеет множество вредных социальных последствий. Куда позитивнее второй вариант, когда университеты пользуются открывающимися возможностями. Их три, и все они нашли свое отражение в национальных проектах. Первая — цифровизация образования. Вторая — выход на устойчивую траекторию, в первую очередь, за счет программ дополнительного образования на региональном рынке. И третья — экспорт образования, конкуренция на международном поле. «Все три возможности открыты, и в ближайшие годы основная борьба будет вестись вокруг этих трех сюжетов», — заявил представитель президента.
Д.Песков также обратил внимание на то, что цифровой университет — это не только внедрение программы, с помощью которой ведется бухгалтерия, и электронного расписания, и даже не использование онлайн-курсов. Самое главное — технологии, позволяющие оценивать эффективность каждого обучающегося, выстраивать индивидуальную образовательную траекторию. И тут ключевой вопрос — мотивация студентов. По данным, прозвучавшим на открытии конференции, курсы портала Coursera охватили 40 миллионов слушателей со всего мира. Однако, заметил Д.Песков, из тех, кто учатся самостоятельно, доходят до конца, то есть до успешной финальной аттестации, всего 5-7%. «Повышение количества людей, которые самостоятельно закончили свои программы, для нас невероятно важно, потому что это дает качественный образовательный результат», — подчеркнул представитель президента.
«Завершение курса и аттестация требуют высокой степени самоорганизации независимо от возраста, — прокомментировала М.Боровская. — И такая самоорганизация возникает, когда появляется бизнес-партнер, нуждающийся в сотрудниках с определенными компетенциями. Связка между образованием и бизнесом серьезным образом меняет качество человеческого капитала».
— Мы для себя ставим цель глубинной цифровой трансформации университета — для повышения качества образования и эффективности научных исследований, — заявила ректор НИТУ «МИСиС» Алевтина Черникова. — Начиная в 2012 году проект цифрового университета Digital MISIS, мы исходили из принципа «студент — прежде всего», ставили задачу максимально выстраивать индивидуальные траектории. Это сложно, но с каждым годом все больше преподавателей разделяют с нами эту точку зрения.
Ректор также заметила, что сегодня в вузы приходят молодые люди, которые с детства задают вопросы об устройстве мира не маме и папе, а Алисе или Siri (боты-ассистенты на «Яндексе» и в программах Apple). И в университете они хотят получать столь же быстрые и внятные ответы. «Нужно, прежде всего, прививать молодым способность к самообразованию и самообучению; самая важная компетенция, которая сейчас у работодателей ценится и будет цениться еще больше, — умение учиться», — подчеркнула А.Черникова.
Этот тезис поддержала директор по персоналу ГК «Росатом» Татьяна Терентьева. Она рассказала о том, какие изменения происходят в отношениях бизнеса и высшей школы на примере взаимодействия «Росатома» с его 18-ю опорными вузами. «Пять лет назад никто не мог представить, чтобы бизнес и университет вместе обсуждали постановку целей, видение того, каким быть вузу в 2030 году, — заметила представитель «Росатома». — А нам как компании это необходимо. Мы развиваем бизнес в 12 государствах, а в другую страну невозможно приходить без экспорта образования. Для нас важнейший вопрос — какие технологии там будут использоваться и какие специалисты работать. Поэтому много внимания уделяем опорным вузам.
Т.Терентьева также обратила внимание на то, как изменился за последние годы смысл слова «инженер». Если раньше это был просто высокообразованный технический специалист, то сейчас подразумевается человек не только с высоким уровнем технических знаний, но и с экономическим мышлением, хорошим базисом «мягких навыков», например, понимающий, как вести переговоры, знающий особенности страны, в которой работает. Важнейшими составляющими его подготовки стали также английский язык не ниже intermedia и знание еще одного языка — программирования. Для инженера цифровизация, о которой так много сейчас говорится, означает глубокое знание IT-технологий, владение навыками цифрового проектирования. С этим, в частности, связаны совместные магистерские программы «Росатома» и его опорных вузов.
Хорошим примером взаимодействия различных сторон, заинтересованных в подготовке специалистов, можно назвать AtomSkills, отраслевой чемпионат профмастерства госкорпорации «Росатом». В нем участвуют лучшие рабочие и инженерные кадры.
— Чемпионат превратился в площадку общения пяти стейкхолдеров: это эксперты, линейные руководители, главы вузов и колледжей, сами участники и представители кадровых служб, — рассказала Т.Терентьева. — Благодаря таким обсуждениям появилась «дорожная карта», в которой отражено, что и как мы должны делать в своем взаимодействии, чтобы повышать качество образования.
Проблему качества подготовки затронул и Дмитрий Смыслов, вице-президент по персоналу и образовательным проектам ­
Mail.ru Group. Он заметил, что, по данным Росстата, в России порядка 500 тысяч IT-специалистов, в то же время эксперты утверждают, что в ближайшее время их потребуется от одного до двух миллионов. «Мы видим этот дефицит, причем он не только количественный, но и качественный: чтобы подобрать себе хорошего специалиста, нужно просмотреть порядка двухсот резюме», — сказал Д.Смыслов. Кроме того, очень быстро меняется сам спрос компаний на специалистов. Например, недавнее исследование, проведенное ­
Mail.ru Group совместно с компанией HeadHunter, показало, что спрос на специалистов в области анализа данных за последние три года вырос в три раза. «А по некоторым специальностям — в семь раз!» — добавил вице-президент по персоналу. Поэтому несколько лет назад его компания начала выстраивать программы дополнительного образования в ведущих технических вузах страны. Сейчас такие программы предлагают семь крупнейших университетов. Сотрудники компании передают студентам практические знания. А недавно было принято решение о запуске магистерской программы по анализу данных в МИСиС.
— Российские вузы готовят очень сильных специалистов в области математики, программирования. Нужно помнить об этом, когда мы говорим, что образование требуется менять, — добавил Д.Смыслов. — Если научимся сохранять лучшие традиции высшего образования и станем дополнять их информацией о постоянных изменениях в технологиях, то ситуация на рынке специалистов начнет меняться, спрос бизнеса будет удовлетворяться.
В рамках приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» для развития инфраструктуры онлайн-образования на базе ведущих университетов по всей территории страны созданы 10 региональных центров компетенций в области онлайн-обучения. Александр Волков, возглавляющий координационный совет этих центров, заметил, что современные цифровые технологии открывают новые возможности не только для персонализации образования, но и для сотрудничества университетов. По его словам, «региональные вузы быстро поняли, что их взаимодействие и трансляция лучшего опыта создают хорошие условия для того, чтобы современные технологии со всеми их возможностями быстрее доходили до регионов и там закреплялись».
Специалист рассказал также о сложностях, с которыми пришлось столкнуться. Во-первых, консервативность региональных систем образования — «изменить ситуацию можно, только если начнем серьезные процессы взаимодействия с вузами по обучению преподавателей». И за прошедшие два года более 10 тысяч преподавателей прошли обучение онлайн, реализуя свои проекты.
Вторая сложность на пути распространения онлайн-образования, по мнению А.Волкова (и тут он был солидарен с коллегами, выступившими до него), — «неготовность молодых людей жить в формате саморазвития». Поэтому с прошлого года центры компетенций стали предлагать курсы, не связанные с какой-либо определенной предметной областью, а ставящие своей целью научить самостоятельно учиться, развиваться. И результаты не заставили себя ждать: ребята, прошедшие через такой «ликбез», иначе относятся к прохождению предметных онлайн-курсов.
Словом, среди компетенций, необходимых специалисту, работающему в условиях цифровой экономики, способность к саморазвитию, по мнению многих экспертов, стоит едва ли не на самом первом месте.

Наталия Булгакова

Нет комментариев