Бронзовое неравенство

Древние европейские домохозяйства объединяли богатых с бедными. Об этом рассказали Science News; Sciencemag.org; Nature.

Новое исследование, результаты которого в начале октября опубликовал журнал Science, меняет традиционные представления о социальной стратификации древней Европы. Ученые получили свидетельства социального неравенства в пределах одного домохозяйства земледельцев бронзового века, живших около 4000 лет назад. Древняя ДНК, предметы из захоронений и химический анализ зубов указывают на то, что в каждом домохозяйстве долины Лехталь на юге Германии были богатые индивидуумы, биологически родственные по отцовской линии, биологически не связанные высоко-статусные женщины из других областей и местные члены хозяйственной ячейки — биологически неродственные и малоимущие. Чужестранные женщины, вероятно, выходили замуж за мужчин-владельцев хозяйств, передавая потомкам свое богатство и статус, считают эволюционный генетик Алиса Митник (Alissa Mittnik) из Гарвардской медицинской школы (Harvard Medical School) и ее коллеги. Как отмечает издание Science News, ссылаясь на авторов исследования, бедные, низкостатусные члены домохозяйства могли быть слугами, рабами или разнорабочими. Ученые давно предполагали, что бронзовый век Европы, который продолжался от 4200 до 2800 лет назад, претерпел стремительные социальные перемены, вызванные разделением на богатых, имеющих высокое положение в обществе, и бедных, вынужденных преодолевать постоянные трудности. «Но мы были совершенно поражены, когда обнаружили, что социальное неравенство было внутрихозяйственным, а не межхозяйственным явлением», — сказал Филипп Штокхаммер (Philipp Stockhammer) из Института исследований истории человека Макса Планка (Max Planck Institute for the Science of Human History) в Йене, Германия.
Члены древней социальной ячейки идентифицировались в пределах домохозяйств независимо от биологических корней или экономического положения. Земледельцы долины Лехталь жили не в деревнях. Их дома или другие сооружения, представляющие домохозяйство, группировались по несколько неподалеку от кладбищ. У каждого хозяйства в управлении был индивидуальный надел в пределах 20-километровой полосы плодородной почвы. Митник с коллегами выделили ДНК из скелетов 118 людей, погребенных на пяти кладбищах долины Лехталь, датируемых периодом от 4750 до 3300 лет назад. Анализ биологического родства 104 индивидуумов позволил реконструировать шесть семейных древ, объединяющих от четырех до пяти поколений. Как показало исследование, описанная специфическая организация домохозяйства возникла около 4200 лет назад, вскоре после начала бронзового века.