Дошел до Тибета

Останки денисовца нашли далеко от алтайской пещеры. Об этом сообщает The Scientist.

Нижняя челюсть, которой 160 000 лет, — первое свидетельство присутствия вымерших гоминид под названием Денисовский человек за пределами алтайской пещеры, где они были впервые обнаружены в 2010 году. Как сообщает издание The Scientist, в 1980 году буддийский монах, собираясь совершить молитву в священной тибетской пещере Байшия, наткнулся на фрагмент человеческой челюсти, и это его нисколько не удивило, потому что пещера эта была известна обилием животных и человеческих окаменелых останков. Тибетцы иногда использовали найденные здесь человеческие окаменелости в перемолотом виде при приготовлении средств традиционной медицины. Монах же отнес находку предводителю местной религиозной общины, который, в свою очередь, передал ее палеонтологу Гуанжуну Дуну (Guangrong Dong) из Университета Ланьчжоу (Lanzhou University) в Китае. Спустя 30 лет Фаху Чэнь (Fahu Chen) из Института исследований Тибетского плато (Institute of Tibet Plateau Research) и археолог из Университета Ланьчжоу Дунцзюй Чжан (Dongju Zhang) начали совместные с Дуном исследования челюсти из пещеры Байшия. В том же году группа ученых из Института эволюционной антропологии Макса Планка (Max Planck Institute for Evolutionary Anthropology) в Лейпциге (Германия) сообщила об определении последовательности ДНК фаланги мизинца гоминида, найденной в Денисовой пещере на Алтае, которая позволила отнести этого человека к новому виду, отличному от неандертальцев и Homo sapiens. Генетические следы нового вымершего вида, который получил название Денисовского человека, или денисовца, позже обнаружили во многих популяционных группах современных людей. Особенно значительным оказался вклад денисовца в геномы популяций тихоокеанских островов. Денисовским наследием оказался ген, обусловливающий приспособленность тибетцев к высокогорному дефициту кислорода. Но собственно останки денисовца на протяжении лет нигде за пределами Денисовой пещеры не находили.
Для определения возраста и видовой принадлежности ископаемой нижней челюсти Чжан и Чэнь прибегли к помощи специалистов Института эволюционной антропологии Макса Планка. Поскольку челюсть попала к ученым не в результате раскопок, то определить ее возраст по окружающим находку объектам было невозможно, а потому датировку проводили по химическому анализу налета на окаменелости, который показал 160 000 лет, эру среднего плейстоцена. Попытки выделить из челюсти ДНК оказались безуспешными, но зато удалось извлечь несколько белков из одного коренного зуба и сопоставить их с белками, которые предсказываются последовательностями ДНК разных видов гоминид и других приматов. Наибольшее совпадение у всех этих белков оказалось с белками, предсказываемыми для денисовца. Результаты исследования опубликованы в Nature.