Два солнца, три планеты

Астрономы открыли третью планету вокруг двойной звездной системы Kepler-47. Об этом сообщило NASA Discovery Alert.

Анализируя данные космического телескопа «Кеплер» (Kepler space telescope), группа ученых под руководством астрономов из Государственного университета Сан-Диего (San Diego State University) обнаружила новую планету размером от Юпитера до Сатурна, которая вращается между двумя ранее открытыми планетами. Все три планеты обращаются вокруг двух солнц двойной звездной системы Kepler-47, и это пока что единственная известная ученым многопланетная система у двойной звезды. Такие системы называют циркумбинарными. Как отмечается в сообщении NASA, «открытие закрепило за системой звание «самых интересных миров двойной звездной системы». Планеты в системе Kepler-47 были обнаружены транзитным методом. Как поясняет его суть сайт Совета РАН по космосу, если экзопланетная система расположена к земному наблюдателю «с ребра», то есть если наклонение орбиты внесолнечной планеты близко к 90 градусам, в системе возможны так называемые транзиты, явления прохода планеты по диску своей звезды. Это приводит к регулярному незначительному ослаблению блеска системы. По глубине и продолжительности транзита и орбитальному периоду предполагаемой планеты можно определить ее радиус. Новая планета, названная Kepler-47d, в начале миссии не определялась из-за слабого транзитного сигнала. Для циркумбинарных планет характерно изменение выравнивания орбитальных плоскостей планет со временем. В случае системы Kepler-47 орбита средней планеты стала более ровной, что привело к усилению транзитного сигнала. Глубина транзита изменилась от не обнаруживаемой в начале миссии Kepler до самой глубокой из трех планет в течение всего лишь четырех лет. Астрономы были удивлены как размером, так и местонахождением новой планеты. Kepler-47d — самая большая из трех планет в системе.
Новый анализ данных системы Kepler-47 показал, что ее планеты имеют очень низкую плотность, меньше, чем у Сатурна, планеты с самой низкой плотностью в Солнечной системе.