Им не больно

Открыт механизм «нечувствительности» у родственников голых землекопов. Об этом рассказали Scientific American; New York Times.

Живущие под землей грызуны, известные благодаря уникальным биологическим особенностям голые землекопы, не только не болеют раком и живут необычайно долго для своих размеров и положения на эволюционном древе, но и нечувствительны к определенным формам боли, а именно воздействию кислот и капсаицина, вещества, обусловливающего жгучий вкус некоторых видов стручкового перца. Физиолог из Центра молекулярной медицины Макса Дельбрюка (Max Delbrück Center for Molecular Medicine) в Берлине Гэри Льюин (Gary Lewin) с коллегами, изучив ряд родственников голого землекопа, обнаружили, что к боли устойчив не только этот вид. Голый землекоп — исходный вид семейства землекоповых, от которого произошли другие, обитающие в разных частях Африки, и это разнообразие делает землекопов идеальной группой для изучения устойчивости к боли, считает Льюин. Он с коллегами решили выяснить, присуще ли это свойство всем африканским видам землекопов или оно определяется особенностями той или иной среды обитания. В работе, которую ученые опубликовали в конце мая в Science, была проведена оценка реакции восьми видов землекопов в ответ на воздействие трех известных болевых стимулов: соляной кислоты, капсаицина и аллил изотиоцианата, вещества, которое придает жгучий вкус японской приправе васаби.
Когда исследователи вводили вещества в лапу животных, те из них, кто испытывали боль, отдергивали и начинали вылизывать конечность. Кроме голого землекопа представители еще двух видов — капский пескорой и восточно-африканская кротовая крыса — проявили устойчивость к кислоте, а готтентотский пескорой — к капсаицину. Подвид землекопа, обитающий в Претории, оказался единственным видом, не поддающимся болевому воздействию аллил изотиоцианата. Сравнив нейроны, проводящие болевые импульсы, у всех исследуемых видов, авторы обнаружили, что преторийский землекоп снабжен ионными каналами особого типа, они «дырявые», что затрудняет возбуждение нейронов. Заблокировав работу этих каналов определенным препаратом, Льюин с коллегами увидели, что животные стали чувствительны к веществу васаби. Но спустя сутки, когда действие препарата прошло, устойчивость к боли вернулась. Ученые объясняют этот феномен тем, что невосприимчивые к действию аллил изотиоцианата виды землекопов живут в месте обитания особо агрессивных и ядовитых муравьев, а муравьиная кислота по действию сходна с аллил изотиоцианатом, и в ходе эволюции землекопы могли приобрести к ней устойчивость. Механизм подавления болевой чувствительности, выявленный в этом исследовании, может привести к созданию новых обезболивающих препаратов путем повышения активности специфического ионного канала.