Имя им регион

Петербургские члены Академии наук хотят ее усилить. Отделением

«Надо чаще встречаться!» — эта фраза могла бы стать рефреном Общего собрания членов Российской Академии наук, работающих в Санкт-Петербурге. Повестка, посвященная истории зарождения, трансформации РАН и необходимости создания в продолжение академических традиций ее регионального отделения в Санкт-Петербурге, собрала 118 участников. Из них 50 — академиков, 68 — членкоров, суммарно более 60% от общей численности (около 200) членов РАН, работающих в северной столице.
Почему столь представительный отряд членов академии (больше, чем в Уральском и Дальневосточном отделениях РАН вместе взятых, и лишь немногим меньше, чем в Сибирском) стал не только реже встречаться, но и хуже взаимодействовать, — вопрос риторический. Известно же, что в ходе реорганизации РАН ее Санкт-Петербургский научный центр превратился в «структурный винтик» ФАНО, а затем Минобрнауки, подрастерял свои полномочия в части координации деятельности академических, отраслевых институтов и университетов, лишился «штаба мудрейших» — Президиума. Известно, в том числе из публикаций «Поиска», что многолетний лидер петербургского академического сообщества Жорес Алфёров с учетом изменившейся ситуации, начиная с 2013 года, настаивал на создании в городе регионального отделения РАН. Два письма с предложениями на этот счет он, заручившись поддержкой тогдашнего губернатора Георгия Полтавченко, направил Президенту РФ Владимиру Путину. Положительные резолюции первого лица государства тоже известны, их прямой смысл — поддержать. Но они поразительным образом не исполнены.
Автор этих строк не раз беседовал с Жоресом Ивановичем, приводившим весомые практические резоны в пользу создания отделения здесь и сейчас, именно после реформирования академии, не в «местечковых интересах», а как один из шагов по возвращению ей статуса ведущей научной организации страны. Этот настрой разделяли и участники собрания, многие из которых не один год работали рядом с Ж.Алфёровым. Например, академик-генетик Сергей Инге-Вечтомов, на посту заместителя председателя СПбНЦ РАН занимавшийся координацией деятельности академических учреждений и вузов путем создания объединенных советов по областям науки, полагает: «Санкт-Петербургское отделение РАН, конечно, должно быть, при отсутствии СПбНЦ в его прежнем виде и с его прежними полномочиями».
Поначалу решили зайти из исторического далека: с Аптекарского приказа, академической печати 1735 года и Регламента АН 1803 года из Санкт-Петербургского филиала Архива РАН. В докладе члена-корреспондента РАН Ирины Тункиной, охватившем период с момента создания академии в 1724 году и до переезда ее руководящих органов в Москву в 1934-м, было отмечено: принадлежность первой научной организации России к Санкт-Петербургу отражалась и в местоположении, а в течение 160 лет и в названии «Санкт- Петербургская». Куда уж яснее! Петербург — колыбель академии, ядро ее научных учреждений было (и во многом остается) петербургским. Это непреложный факт, который, разумеется, не дает права на преференции, но и мириться с возникшим дисбалансом по отношению к мощному отряду петербургских членов академии ученые, похоже, больше не намерены. Об этом можно судить и по докладу научного руководителя Политехнического университета Петра Великого  академика РАН Юрия Васильева, и по выступлениям в прениях, и по комментариям для «Поиска».

Скажем, докладчик обратил внимание на очевидную диспропорцию. После внесения в апреле 2019 года изменений в Устав РАН существенно расширены функции и задачи академии по координации фундаментальных и поисковых исследований. Там, где действуют региональные отделения РАН, эти полномочия переданы им. При этом на программы приоритетных исследований в интересах комплексного развития таких территорий в 2019 году через региональные отделения РАН было направлено более 360 миллионов рублей из федерального бюджета. Санкт-Петербург и рад бы, да не вправе привлекать средства федерального бюджета для софинансирования аналогичной программы.
Актуальная тема, ведь ровно через два дня на совместном заседании Президиума Госсовета и Совета при Президенте России по науке и высшему образованию речь шла, по сути, о том же — повышении роли субъектов РФ в подготовке кадров для экономики знаний и социальной сферы. Вдуматься: кто как не региональное подразделение РАН в состоянии оценить необходимую численность бюджетных мест для подготовки компетентных специалистов разного профиля, определить меры поддержки научных школ, готовящих кадры. Потому и обнадежило выступление президента академии Александра Сергеева, назвавшего важнейшей задачей РАН региональное развитие.
На приращение потенциала регионов нацелена и программа создания НОЦ мирового уровня из нацпроекта «Наука». Не случайно, что за их успешность отвечают непосредственно губернаторы. Первая волна таких центров уже сформировалась в пяти российских регионах, что характерно, с участием санкт-петербургских вузов, прежде всего СПбПУ Петра Великого. Наличие в Петербурге отделения РАН, безусловно, послужит консолидирующим фактором при создании собственного НОЦ, чей мировой уровень будет обеспечен высшей квалификацией ученых.
Еще одна болевая точка — получение квот при выборах в Академию наук. По словам Ю.Васильева, не первый год отмечается снижение численности ее петербургской диаспоры. Некоторые отделения РАН не пополнялись новыми членами из Петербурга 10-15 лет. В то же время на последних выборах численность вакансий членов-корреспондентов, выделенных Дальневосточному и Сибирскому отделениям, составила четверть от их списочного состава. И это без учета тех ученых из этих регионов, которые избраны по «центральным» спискам! По Отделению физических наук тенденция не подтверждается, как позже уточнил академик Андрей Забродский, но дело, видимо, не только в цифрах.
— Для нас квоты были серьезным региональным ситом при выдвижении кандидатов, способствовали формированию научных школ, — отметил научный руководитель Института экспериментальной медицины академик Генрих Софронов (в недавнем прошлом — вице-президент РАМН и глава ее Северо-Западного отделения). — А сейчас по одной специальности могут выдвинуться 20 кандидатов. Внешне это выглядит как конкуренция, а на деле — полная неразбериха. Но главное не квоты и другие права, а то, что отделение РАН в Санкт-Петербурге станет стержнем структуры управления и координации научных исследований, объединит институты разного профиля и ныне разрозненных членов академии, причем не в ущерб РАН и другим региональным отделениям. Наш город всегда был аванпостом российской науки и Академии наук и никогда — источником сепаратизма. Все разговоры насчет сепаратизма, опасности дробления и даже распада академии недостойны обсуждения.
На заседании также выступили академики РАН Леонид Вайсберг, Николай Никольский, Андрей Рудской, Роберт Сурис и другие. Было зачитано письмо генерального директора Государственного Эрмитажа, декана восточного факультета СПбГУ академика Михаила Пиотровского: «Я решительно поддерживаю идею создания Петербургского отделения Российской Академии наук. Считаю это важным для спасения престижа академии в целом. Готов участвовать в подготовке проекта соответствующих документов и их дальнейшем продвижении». Еще несколько академиков прислали телеграммы о том, что они — «за». О своей безусловной поддержке этого шага сказал «Поиску» и генеральный директор НМИЦ им. В.А.Алмазова академик Евгений Шляхто.
Альтернативу обозначил А.Забродский, сообщив, что уже около года Президиум академии ведет работу с Минобрнауки по воссозданию Санкт-Петербургского научного (не регионального) центра РАН (в структуре академии) и не надо запускать параллельный процесс до разговора с президентом РАН, но, как сетовал он после собрания, его аргументы не приняли. Академик Юрий Наточин призвал к поиску компромиссов: не «взрывать» накопившуюся проблему, а помочь ее решению, взаимодействуя с Уставной комиссией и Президиумом РАН, Минобрнауки и властями города.
В итоге за решение «считать целесообразным создание Санкт-Петербургского регионального отделения РАН» проголосовало подавляющее большинство участников. Пожалуй, это — осознание реальности: время реорганизаций закончилось, настало время созидательной работы, с включением — опять же в духе времени — горизонтальных механизмов управления наукой. И одним из таких механизмов членам академии видится Санкт-Петербургское региональное отделение РАН. По их мнению, его создание в колыбели Академии наук станет лучшим подарком к ее близящемуся 300-летию.

Аркадий СОСНОВ 

Нет комментариев