Как в калейдоскопе

Фестиваль науки прирастает новыми форматами

Масштабная светящаяся таблица Менделеева на длинном фасаде Московского дворца пионеров на Воробьевых горах притягивала взгляд уже издалека, как и крупные надписи слева и справа от нее: «Детский фестиваль науки 0+» и «Международный год Периодической таблицы химических элементов — 150 лет». Здесь действовала одна из новых площадок фестиваля. Она предназначалась для ребят до 12 лет, однако среди участников было полно дошколят. Гостям предлагались захватывающие научные шоу от популярных зарубежных проектов, мастер-классы, эксперименты, развивающие игры, детское научное кино… «Там ведь не протолкнуться, вот мы и пошли дальше», — уговаривала мама дочку лет шести-семи. Они спешили куда-то в глубь коридора и разговаривали на ходу. «А я хочу везде!» — уверенно возражала девочка, впрочем, не сбавляя темпа.

Чтобы понять, что фестиваль науки — это действительно праздник, надо на нем побывать и увидеть юных участников, вовлеченность которых в происходящие события просто поражает (невольно порождая и вопрос, куда же это любопытство и острый интерес к чудесам науки у большинства исчезает потом и что не так с нашей школой?). Число площадок московского фестиваля науки (напомним, в столице он проходил четырнадцатый раз, в России — девятый) увеличивается с каждым годом. Еще одна новая площадка — Московский центр качества образования (МЦКО), также проект столичного Департамента образования и науки, в рамках фестиваля использующий новые оригинальные формы представления научных явлений детям и взрослым. «Хотя главная тематика этого года — химия, понятно, что фестиваль охватывает все сферы научного знания, — рассказал заместитель руководителя Департамента образования и науки Москвы Антон Молев на пресс-конференции. — Для популяризации науки мы решили использовать кинематограф». Два дня в центре шли современные и любимые молодежью фильмы с элементами фантастики про далекое будущее: «Аватар», «Первому игроку приготовиться», «Бегущий по лезвию»… Станет ли такое будущее реальностью? И если да, то когда и благодаря каким достижениям технической мысли? После каждого просмотра ответы на эти вопросы участники искали вместе с учеными, экспертами, изобретателями, специалистами в области информационных технологий, научными блогерами. «Это — возможность говорить с молодежью на ее языке, но с высокими научными целями, а также отличный способ добиться того результата, который заложен в основных задачах фестиваля», — отметил А.Молев.

Что же касается проекта «Ученые — в школы», премьера которого также состоялась в этом году, его инициаторы — оргкомитет Всероссийского фестиваля науки совместно с Департаментом образования и науки Москвы. Полсотни представителей научного сообщества — от молодых ученых до академиков — пришли в московские школы с выступлениями в формате Science Slam или TED Talks, чтобы интересно, доступно, остроумно донести свои идеи до аудитории. А школьники получили возможность задать вопросы ученым. Прямая коммуникация между исследователями и старшеклассниками, стоящими перед выбором профессии, способна повысить привлекательность научной деятельности, вовлечь в нее ребят, показать им новые возможности для развития, считают авторы идеи этого проекта. По словам А.Молева, проект «Ученые — в школы» не одиночная акция, а продолжение последовательной политики, которую департамент ведет в последние годы: так, сейчас в школах столицы действуют 24 академических класса, которые связаны с научными организациями Москвы. Еще 20 школ подали заявки на участие в этом проекте, так что список будет расширяться. «Очень важно, что это — прямое партнерство школы и ведущей научной организации при поддержке департамента, на базе современного высокопрофессионального оборудования», — подчеркнул чиновник, добавив, что, кроме того, еженедельно в Москве проходят «Университетские субботы», в том числе и на базе научных организаций.

Всего в Москве работали более сотни площадок. Главные развернулись в Экспоцентре и корпусах МГУ им. М.В.Ломоносова. Как в калейдоскопе, одни яркие события сменялись другими. Периодическая таблица химических элементов — главная «героиня» нынешнего фестиваля — предстала на интерактивной выставке в Фундаментальной библиотеке университета. Переходя от одной экспозиции к другой, посетители всех возрастов с увлечением наблюдали за экспериментами в режиме реального времени, слушали объяснения, задавали вопросы. Студенты и аспиранты, показывавшие научные опыты, проявляли максимум внимания, терпения, креативности и чувства юмора. («Подойдите, пожалуйста, или нас отчислят!» — гласило рукописное объявление над одним из столов.)

Фестиваль науки в этом году отличался богатой лекционной программой. Впервые она была разделена на две категории: юным посетителям (10+) предлагались лекции уровня Start, а тем, кто постарше (старшеклассникам, студентам, специалистам), — лекции уровня Pro. Впервые на фестивале выступили сразу три лауреата Нобелевской премии (см. «Поиск» №41 от 11.10.2019). Международная повестка фестиваля вообще была в этом году очень насыщенной. Приехали десятки ведущих ученых и популяризаторов науки с мировым именем. Мальтийские ученые поговорили с детьми и подростками о глубинах сознания. Знаменитый популяризатор науки из Германии Йоахим Хеккер провел шоу «Наука — это весело!». Научно-популярное шоу привезла и делегация из Австрии. А в Московском дворце пионеров состоялась презентация парижского Дворца открытий и изобретений — парижане показали класс на своих мастер-классах.

В рамках проведения Всероссийского фестиваля науки-2019 на площадках восьми городов России была организована фотовыставка, на которой были представлены 16 работ, признанные лучшими по результатам Всероссийского фотоконкурса «Снимай науку». Обложку этого номера «Поиска» украшает одна из них — «Кристаллы (преимущественно сахар) в высохшей капле кока-колы под микроскопом». Автор — Александр Клепнев.
А перед закрытием фестиваля в Фундаментальной библиотеке МГУ прошло награждение финалистов конкурса научных видеороликов «Снимай науку». Он проходил уже третий раз, были присланы 488 работ от 348 авторов из 52 городов. Среди участников — видеоблогеры, тележурналисты, ученые, студенты. Но и не только они. В этом году появилась отдельная номинация — «Дети о науке», и по ней на конкурс пришли 234 заявки. Самыми юными оказались конкурсанты из белорусского детского сада.
То есть получается, почти каждая вторая заявка пришла от юного автора! Воистину, любви к науке все возрасты покорны. И чтобы эта любовь с возрастом только укреплялась, популяризация науки не должна сводиться к частным акциям, даже таким многоплановым, как фестиваль. Нужно непрерывно делать научное знание доступным для как можно большего количества граждан от мала до велика, используя разные форматы, что, судя по всему, хорошо понимают организаторы фестиваля, с каждым годом наращивающего свой масштаб.

Наталия БУЛГАКОВА

Фото Николая Степаненкова

Нет комментариев